Как это ни покажется странным, но моя довоенная Ленинградская школа-новостройка 1935 года не имела ни спортивного, ни актового зала. Естественно, что уроки физкультуры проводились лишь эпизодически, от случая к случаю, когда на короткое время появлялся очередной «физрук». Свою потребность в физических нагрузках мы удовлетворяли на переменах и после уроков, гоняя без устали футбольный мяч, играя в лапту, соревнуясь в ловкости владения скакалкой…
Памятный день 22 июня 1941 года, а затем и блокада родного города. Почти 900 тяжелейших дней и ночей. Умирают от голода отец и младший брат, мои друзья-одноклассники. В эти подростковые и юношеские годы я интуитивно убедился в опасности обездвижения. Первыми уходили в небытие те, кто ложились в постели, экономя свои силы с надеждой на выживание. Многое пришлось делать по защите города, по «добыче» пропитания для заболевшей туберкулезом матери и второго младшего брата, по оказанию посильной помощи тем, кто в ней нуждался…
Победный 1945 год! Я – студент первого послевоенного набора прославленного дважды орденоносного института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (ныне Национальный Государственный университет ФК, спорта и здоровья). Единственный в стране гражданский вуз, награжденный орденом Боевого Красного Знамени за фронтовые заслуги его преподавателей и студентов, выполнявших особые задания командования в годы войны.
Буквально в считанные месяцы я на собственном опыте убедился в чудодейственной силе физических тренировок. Занятия гимнастикой и акробатикой, бегом, прыжками и метаниями, плаванием, борьбой, лыжами и коньками, баскетболом и теннисом не только вернули утраченное здоровье, но и накачали мои мышцы силой, «вылепили», как опытный скульптор-ваятель, атлетическую фигуру. Наяву действовали закономерности, открытые физиологами и анатомами – «функция творит орган».
В институте вели занятия замечательные педагоги-ученые: профессор А. Н. Крестовников (ученик и соратник академика И. П. Павлова) – автор первого учебника по физиологии спорта; профессор А. Ц. Пуни – основатель нового научного направления – психология спорта; профессор М. Ф. Иваницкий – крупнейший специалист по динамической анатомии; доценты М. В. Лейкина и Л. П. Орлов (заслуженный мастер спорта) – авторы первых довоенных учебников по методике физического воспитания и по гимнастике, и многие другие.
Руководители и преподаватели спортивных кафедр стали заслуженными тренерами СССР за воспитание целой плеяды чемпионов и рекордсменов Европы, Мира и Олимпийских игр.
В 1953 году, став самым молодым кандидатом наук в области детского спорта, я был направлен Спорткомитетом СССР на укрепление научно-педагогических кадров Украинской ССР во Львовский Государственный институт физической культуры, где и трудился многие годы, выполняя задания общесоюзного научно-методического совета по разработке научных основ физического образования в детских садах и школах, по проблемам спорта высших достижений, по программно-нормативным основам отечественной системы физического воспитания, по разработке основ производственной гимнастики и т. д.
В институте, основанном в 1946 году, работали опытные педагоги и тренеры, прибывшие во Львов из Москвы. Ленинграда, Киева и Харькова, и быстро создавшие свои научные и спортивные школы, которые вывели этот «периферийный» вуз на передовые позиции в стране.
Полезные знания я приобрел, работая в течение 18 лет на кафедре гимнастики вместе с прославленным спортсменом Виктором Чукариным – чемпионом мира, дважды абсолютным чемпионом Олимпийских игр 1952 и 1956 гг., обладателем 11 Олимпийских медалей, в числе которых 7 золотых.
В ходе обобщения опыта самой передовой в тот период отечественной школы гимнастики, мне посчастливилось контактировать с другими прославленными спортсменами – обладателями многих высших спортивных наград – Юрием Титовым, Борисом Шахлиным, Марией Гороховской, Ларисой Латыниной и многими другими.
В 1971 году после многолетнего опыта педагога-практика, я перешел на должность профессора кафедры теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки. Резкое сокращение физических нагрузок уже через год сыграло со мной злую шутку – «ишемическая болезнь сердца, стенокардия покоя и напряжения» – таков был диагноз врачей-кардиологов, и дважды – больничная койка.
– «Гелий, если хочешь жить, ходи! Обязательные утренние и вечерние прогулки. И не забывай свою гимнастику,» – таков был совет моего коллеги – специалиста по спортивной медицине.
Этим советом я и руководствуюсь уже более 40 лет, а опыт использования самого доступного и дешевого вида двигательной активности обобщил затем в своей книге «Ходим – живем!» (250 полезных советов), которая была издана в 2004 году.
В период работы над проектами государственных программ по физической культуре для общеобразовательных школ, школ-интернатов и профессионально-технических училищ, а также в ходе многолетних наблюдений за детьми, я убедился, что для большинства из них самыми любимыми являются игры с мячами.
Многовековая история мяча доказала, что это не случайно. Подвижные игры есть у всех народов мира, а развитие спортивных игр вообще является уникальным явлением в истории мировой культуры.
Изучив «феномен мяча», я понял, что упражнения и игры с мячами тоже должны стать моими постоянными спутниками. И действительно, ежедневные, даже кратковременные, упражнения с баскетбольным или волейбольным мячом, в жонглировании теннисными мячами позволили сохранить хороший тонус мышц, координацию движений, быстроту двигательной реакции, произвольно регулировать свое психо-эмоциональное состояние. К тому же они оказались отличным средством общения с детьми и внуками, с коллегами по работе, с партнерами в часы досуга.
В 70-летнем возрасте я оставил вуз и вновь на шесть лет вернулся в школу, где вел уроки спорта в первых-седьмых классах для проверки своих программ. А в периоды летних каникул – учебно-спортивный лагерь, где вместе с детьми ежедневные занятия в бассейне, сражения на спортивных площадках и у столов настольного тенниса. Не скрою, хорошее владение теннисной ракеткой удивляло партнеров-старшеклассников, а их редкие выигрыши у «старика» вызывали бурный восторг болельщиков.
Мой 60-летний опыт научно-педагогической деятельности, как и семейный опыт воспитания детей, внуков и правнучки, которая уже школьница, убеждает, что основным центром, где формируется положительное отношение к активному двигательному режиму, является семья.