Быть великим – значит давать направление.
Фридрих Ницше
Социальная напряженность в обществе, обусловленная дефектом управления, является причиной снижения рождаемости, ухудшения качества жизни (степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека), падения уровня жизни (уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей), сокращения ее продолжительности; оказывает негативное влияние на репродуктивное здоровье населения.
В ряде исследований показатели патологии репродуктивной системы, в частности ВПР, наряду с такими показателями, как уровень экономического развития, экологическое благополучие (неблагополучие) территории, распространение коррупции, показателями жизненного уровня населения, применяются в качестве характеристики поступательного развития государства [Сестанович С., 2001].
В данном исследовании делается попытка использовать положения социально-информационной репродуктологии совместно с кибернетическими системами (ЭВМ, искусственный интеллект), методологией структурализма – рассмотрение всех явлений, доступных чувственному восприятию, как «эпифеномены», то есть как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, для решения проблемы оптимизации управления в формате максимальной замены человека, его оценочно-распределительной функции права, на ЭВМ с целью снижения коррупционного фактора в управлении и распределении материальных благ, а также с целью оптимальной коррекции гипертрофированного класса чиновников, судебного корпуса и правоохранительных органов.
В основе данного исследования делается акцент на особенности человека как социобиологической системы, максимально ориентированной на получение материальных благ для обеспечения своего благополучия в формате второго закона термодинамики. В социальном аспекте – снижения энтропии для себя и увеличение энтропии для окружающих (социальной энтропии) и отсутствии такого свойства в технических системах, которые как неживая система движется в направлении возрастания энтропии (однозначной функции состояния термодинамической системы).
ЭВМ (компьютерные системы, искусственный интеллект) не имеет потребностей, органически связанных с ее субстратом, для нее как таковой информация незначима, безразлична; Как результат, не будет описок, волокиты, внедрения заведомо неактуальной, вредной для психики людей информации коррупционного генезиса. Это особенно касается женщин репродуктивного возраста, т. к. на состояние репродуктивного здоровья, на степень адаптационной защищенности беременной женщины ключевое влияние оказывают психоэмоциональные факторы (хронический стресс).
Эта проблематика органично сочетается с основополагающей концепцией построения взаимоотношений между человеком и окружающей средой, между людьми в обществе в 21-м веке – концепцией устойчивого развития, под которой понимается развитие, порождающее экономический рост, справедливо распределяющее его результаты, восстанавливающее окружающую среду, увеличивающее возможности людей и укрепляющее их здоровье, в том числе репродуктивное, но не тотальную коррупцию, завуалированную правовой фразеологией и набором бутафорских правоохранительных органов в сумме с псевдонезависимой судебной системой.
Поэтому рассмотреть проблему репродуктивного здоровья женщин через призму концепции социо-информационной репродуктологии, концепции устойчивого развития, кибернетики как науки об управлении в сложных динамических системах (технических, биологических и социальных), кибернетических систем (ЭВМ, искусственный интеллект), структурализма как частного случая системного подхода и категории информации, представляющей собой одно из основных свойств объективно мира, представляется актуальным и интересным.
1 Основные тенденции развития и проблемы постсоветской России
1.1 Постсоветская Россия как субъект глобализации
В качестве субъектов глобализации, если следовать экономической или социальной логике развития, можно признать государство в той степени, в какой оно выступает хозяйствующим субъектом и способствует вхождению национальной экономики или ее отдельных структур в систему международного разделения труда и международной экономической интеграции. В данном исследовании будет сделан акцент на социальную составляющую глобализации.
На сегодняшний момент глобализация характеризуется как основной на нынешнем этапе вектор мирового развития; как феномен, творящий транснациональный этаж жизнеустройства человечества; как эффективная стратегия, используемая наиболее развитыми в экономическом плане странами для реализации собственных интересов в условиях обостряющихся природно-сырьевых дефицитов; как проявление социал-дарвинизма в общественном развитии, обеспечивающего выживание наиболее сильных и изобретательных «пионеров прогресса».
В начале 70-х годов прошлого века западным странам удалось встать «на рельсы» постиндустриализма. Информационная революция к тому же скрепила воедино отдельные регионы планеты, в связи с чем восстановивший свою роль мировой экономической доминанты Запад получил возможность активизировать сознательную стратегию вестернизации современного мира. В его исполнении указанная стратегия удивительным образом была скоординирована с объективными устремлениями глобализации как ведущей тенденции мирового развития, что особенно явственно предстает из характеризуемых А. И. Неклессой (1999) следующих основных компонентов глобальной политики возглавляемого США Запада:
– во-первых, достижение определенной формы унификации мира, объединяя West и Rest (состоявший на тот момент из самостоятельных структурных частей: государств третьего мира и социалистической системы) в рамках новой глобальной конструкции;
– во-вторых, установление глобального контроля над движением мировых ресурсов и мировым доходом, его перераспределение при активном участии «всемирного экономического Интернета» – сообщества ТНК и ТНБ;
– в-третьих, постепенная «капитализация ресурсов цивилизации» (с предварительным их обесцениванием в рамках того или иного региона), ведущая в конечном итоге к установлению глобального контроля над правом собственности;
– в-четвертых, переход к системе рыночного управления социальными объектами различных пропорций» [166].
Так около половины всей капитализации фондовых рынков мира приходится на долю 25 крупных городов в разных странах. Более половины всех операций валютных рынков сосредоточено в Лондоне, Нью-Йорке и Токио. Три американских финансовых конгломерата – «Морган Стенли», «Мерил Линч» и «Голдман Сакс» так или иначе участвуют в 4/5 всех мировых финансовых операций по слиянию и поглощению Оказавшись весьма благоприятной в целом для всех высокоразвитых стран, неолиберальная глобализация оказалась катастрофичной для многих периферийных стран [151].