Глава 1
Происхождение кинжала и боевого ножа
Специализированные ножи для сражений поистине одно из древнейших изобретений человека, по всей видимости, каменные ножи он начал изготавливать около 500 тысяч лет назад. Первоначально они предназначались для обработки дерева, скобления шкур, приготовления пищи и других утилитарных целей. В чрезвычайных ситуациях один из таких ножей мог использоваться в качестве оружия, но эффективность его применения была очень низкой. Скорее всего, данные орудия, как правило, были небольшого размера и в основном предназначались для резки и скобления, а не для нанесения колющих ударов. Правда, так называемый ручной топор, универсальный инструмент, широко использовавшийся по всему миру в эпоху палеолита, то есть примерно до 35 000 года до н. э., часто имел заостренный конец.
Появление настоящего боевого ножа пришлось почти на самый конец каменного века. Действительно, к тому времени, когда хорошие каменные ножи получают широкое распространение, известны уже металлические ножи. Существуют даже предположения, что появление металлических ножей подстегнуло разработку ножей из камня. Самые лучшие из каменных кинжалов и боевых ножей, появившихся в Скандинавии примерно к 1600 году до н. э., судя по всему, представляли собой почти точные копии металлических ножей.
К моменту, когда каменный нож обрел статус настоящего оружия, технология обработки камня достигла вершины. Ремесленник больше не работал с заготовкой из крупной гальки, постепенно придавая ей нужные размеры и форму с помощью каменного молота или деревянной дубинки. Теперь он отсекал от монолита куски желаемых размеров и обрабатывал их, под давлением отслаивая от них все необходимое. Затем он часто полировал изделие и окончательно отделывал нож.
Лучшие боевые ножи эпохи неолита были произведены в таких удаленных друг от друга регионах, как Египет и Скандинавия. Египетские ножи, обычно изготовлявшиеся из коричневого или желтого кремня, могли похвастать широкими, слегка искривленными клинками длиной от 28 до 38 сантиметров. Острие было закругленным и достаточно тупым, но режущие кромки – острыми, а само изделие – плоским в поперечнике. Иногда на всей поверхности клинка сохранились выбоины, возникавшие при расслаивании материала. В других случаях центральная часть была гладко отполирована, и только режущие кромки сохраняли выемки и углубления, возникавшие в процессе отслойки. Основание клинка, или пята, насаживалось на простую ручку из дерева, рога или слоновой кости и намертво закреплялось. Гарды такие ножи не имели. Великолепный образец такого ножа хранится сейчас в Лувре, в Париже. Клинок у него светло-желтый и имеет изящную форму. Рукоятка изготовлена из слоновой кости, резьба же изображает батальные сцены. Она относится примерно к 3500 году до н. э. В более поздние годы рукоятки каменных клинков иногда специально сужали и их головкам придавали форму птичьих голов, в результате чего отдельной рукоятки из материала органического происхождения не требовалось (фото 1). И пусть эти кривые египетские ножи были изящны по форме, они отнюдь не представляли собой идеального оружия. Они были хрупкими, и длинные, тонкие клинки часто ломались. Более короткие, возможно, и были полезны в бою, так что возможно длинные, скорее всего, предназначались для проведения обрядов.
Скандинавские кинжалы поначалу обладали тем же недостатком, что и египетские. Камень, в конце концов, хрупкий материал, использование которого для изготовления длинных клинков непрактично. Однако скандинавским мастерам удалось преодолеть этот недостаток, переключившись на изготовление более толстых и коротких клинков, особенно последних. Каменный век в Северной Европе длился дольше, чем на юге континента, и пик в производстве скандинавских каменных ножей и кинжалов пришелся на то время, когда Средиземноморье вступило в бронзовый век. В этот период ножи и кинжалы стали настолько популярны и важны, что археологи именуют период с 1800 по 1500 год до н. э. в скандинавской истории как Dolktid, или период кинжала.
Природные материалы, обнаруженные на севере, были превосходными, и ремесленники каменного века воспользовались ими в полной мере. Цвет камня мог быть каким угодно, начиная от светло-желтого и янтарного до темно-коричневого, почти черного. Кварцит встречался черного, зеленого, красного и белого цветов. По-видимому, ни один другой регион в мире не мог предложить такого разнообразия камня, пригодного для изготовления ножей. Одними из самых ранних образцов изящных кинжалов, произведенных в Скандинавии из столь превосходного материала, являлись длинные тонкие клинки, ограненные подобно бриллианту (фото 2). Постепенно один конец клинка становился однородным в сечении и приобретал закругление в месте перекрестья, что являло собой ручку. Затем тупой конец обрел легкое расширение к краю, превратясь в рукоятку, удобную для плотного охвата. И наконец появился прекрасный, доведенный до совершенства кинжал. У него был широкий, имеющий форму листа клинок, достаточно твердый для нанесения сильных ударов. Сужающаяся к концу рукоятка была круглой или четырехгранной, толщиной превосходя клинок, а головка ее имела расширение. Внизу одной из сторон рукоятки при расслаивании образовывалась узкая кромка, идущая по всей длине от головки до основания клинка. Никаким полезным целям это не служило, но многие, изучающие кинжалы, усматривают в этом попытку скопировать в камне шов обтянутой кожей рукояти. Действительно, существует широко распространенное мнение, что эти изящные кинжалы, по существу, являются копиями оружия из бронзы, которое к тому времени стало появляться на севере, торговыми путями попадая сюда из Южной Европы и Средиземноморья. Данные доведенные до совершенства кинжалы появились приблизительно в 1600 году до н. э. и продолжали изготовляться и после того, как бронзовое оружие стало сравнительно распространенным уже после 1500 года до н. э. (фото 3).
Камень давал древнему человеку твердый, прочный материал, на котором можно было сделать очень острую кромку. Но этот материал было трудно обрабатывать, поэтому вариантность форм клинка была ограниченной. Этому также мешала относительная хрупкость камня, дававшая о себе знать, когда камень требовалось сделать тонким, чтобы добиться остроты. Клинки ножей и кинжалов легко ломались, после чего каменный нож становился бесполезным. Его нельзя было отремонтировать. Требовался новый материал для изготовления более совершенных и практичных боевых ножей.