Публицистический очерк о Китае. Без прочтения этого очерка тяжело будет толком понять часть вторую этой книги – о военной разведке Китайской Народной Республики.
Большинство россиян знают про нынешний Китай только две вещи: там живёт очень много людей и там, вроде бы, до сих пор ещё строят коммунизм, но с капиталистическим лицом.
Поэтому прежде чем опубликовать свой труд о военной разведке Китая, необходимо осветить политическую жизнь страны и новейшую историю этой страны в максимально краткой и понятной форме.
Для публицистики допустимо делать что-то не стандартно, не так как в научной литературе.
Чтобы в следующей части понять суть реформ китайской военной разведки и её нынешнее состояние необходимо посмотреть новейшую историю Китая и ответить для себя на вопросы:
Почему китайским руководством было принято решение отказаться от строительства коммунизма, социализма, но везде оставить эти странные для сегодняшнего китайского уклада названия?
Насколько радикально были настроены реформаторы?
Насколько нынешнее руководство Китая настроено менять курс где-либо, на что-либо?
На вопрос о роли и месте России прямой ответ вы не получите, а выводы сделаете сами.
Не было цели написать какой-то классический исторический текст с датами и прочими обязательными атрибутами для историков.
Была цель понять мировоззрение руководства Китая и после этого подойти к пониманию того какие военные реформы и реформы военной разведки желали власти Китая.
Я выбрала такой подход для достижения этой цели:
– OSINT исследование деятельности двух людей, китайцев, впитавших в себя всю боль и соль новейшей истории Китая. Обычно и часто пишут о Великом Дэн Сяопине. У меня о нём будет совсем чуть-чуть – буквально несколько предложений.
– одну, единственную войну Китая, которая определила отношение КНР к врагам, союзникам и вообще международные отношения.
Не многие знают настоящую биографию лидера КНР. Но многие понимают, что от него зависит во многом судьба всей планеты.
Сами китайцы тоже не всегда знают очень неоднозначные детали биографии лидера своей страны.
«Молчун Си» – так его непублично называют соратники, коллеги.
Си Цзиньпин имеет следующие черты характера по их мнению:
– очень спокоен и его очень сложно вывести из психологического равновесия;
– на его лице всегда непроницаемая маска, защищённая самой доброжелательной улыбкой;
– аккуратные, осторожные, отточенные жесты и движения подчёркивают могучую силу страны, которую он возглавляет и представляет перед всей планетой.
«Большой скачок» и судьба человека.
Си Цзиньпин родился первого июня 1953 года в Пекине.
Отец Си Цзиньпиня – Си Чжунсюнь (Си-старший), подпольщик, позднее один из руководителей китайской Красной армии, воевавшей с японскими оккупантами и ставший командующим восйсками китайской Красной армии на северо-западе страны.
По окончании войны Си-старший стал главным человеком в китайской коммунистической партии отвечавшим за коммунистическую пропаганду и агитацию. Безусловно он всегда считался руководителем, вышедшим из народных глубин.
Позднее Си-старший был избран в состав Политбюро ЦК КПК и одновременно стал заместителем председателя Государственного совета КНР.
Назначение на этот пост означало что он стал вторым, после Великого кормчего Мао, руководителем во всей стране.
Си-старший, проявил огромное рвение возглавляя пропаганду страны и написал книгу про Лю Жидане (отдалённый аналог маршала Советского Союза Будённого). Разумеется, рассказывая о Лю Жидане, Си-старший не забыл восхвалить и Гао Гана – председатель Госплана КНР, которого во время «большой чистки» коммунистической партии объявили «врагом народа». Тут и всплыла эта книжка, за неё и сняли Си-старшего с занимаемой должности. Так коммунистам Китая объяснили, но многие понимали, что настоящая причина состояла в том, что всем стал очевиден крах экономики КНР в результате провала политики «Большого скачка». За этот крах должны были быть назначены виновные, которых необходимо было публично наказать. Для этого была начата «чистка партии», а её предсказуемым результатом стало то что врагами вредителями были назначены десятки тысяч партийных функционеров. В их числе оказался и Гао Ган и Си-старший.
Напомним немного о том, что такое этот китайский «Большой скачок».
Главная и стратегическая задача – быстро, стремительно построить коммунизм, но отдельно взятой стране, под лозунгом: «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья!».
Многим народам тогда казалось, что древний народ – китайцы сошёл с ума и погубит себя сам.
Везде создавались коммуны.
В городских коммунах обязаны производили промышленную продукцию. Поэтому на городских общественных территориях устанавливались десятки и сотни тысяч кустарных доменных печей для примитивной выплавки чугуна. Разумеется, этот чугун был непригодного качества.
В сельской местности всех крестьян сгоняли в коммуны наподобие наших колхозов. В коллективную собственность переходило всё что можно, включая орудия труда, личные вещи (даже обувь и одежда), скот, хижины и дома, а кое где и женщины (жёны).
Первыми не выдержали крестьяне и массово бросились бежать в города. Где в городских коммунах их ждала казарма и соответствующий быт в стиле «военный коммунизм».
Следом великую древнюю страну накрыл массовый голод.
Многие сходятся в том, что этот голод унёс жизнь 45 миллионам китайцев.
Виновниками голода были объявлены так же воробьи, которые якобы съедали слишком много зерна…
Поэтому массовое безумие продолжилось и весь мир может посмотреть китайскую хронику где запечатлены грузовые машины, наполненные убитыми воробьями. Что в свою очередь привело к ещё более ужасным последствиям для урожаев и экологии.
Все «враги народа» или расстреливались или направлялись на «перевоспитание трудом» в «лаоцзяо» (еще более жестокие чем лагеря сталинского ГУЛАГ).
Но Си-старшему повезло. Сначала его просто отстранили от всех должностей и назначили директором строящегося тракторного завода.
В «лаоцзяо» он попадёт позже.
В 1967 году, в Китае началась «Культурная революция».
Великий кормчий Мао решил избавиться от политических конкурентов и пошёл войной на «внутренний и внешний ревизионизм», в этой войне он сделал ставку на молодёжь.
Тогда и появились хунвейбины – юные «бунтари», то есть школьники, студенты или недавние выпускники различных учебных заведений. Обозлённые своей нищетой и нуждой, часто голодом, громили тех, кого они считали виновниками такой жизни – «ревизионистов». То есть учителей, преподавателей, мелких чиновников, духовенство. Громили очень жестоко и вообще беспощадно. Поэтому быстро охмелели от полной дозволенности и абсолютной безнаказанности.