ГЛАВА 14 СКУРАТОВСКИЙ ТРАКТИР
К вечеру того же дня, когда произошла встреча с генералом Муратовым на тайной квартире, Тулин и Кротов подъехали к Скуратовским дворикам. Трактир найти было нетрудно, здесь он был один. На вывеске было написано, что заведение предлагает недорогую снедь и отдых проезжавшим путникам. Здание было деревянным, двухэтажным, обнесённым высоким забором. Во дворе располагались конюшня, сараи для фуража, подсобные помещения и ледник для хранения продуктов. Видимо, на первом этаже заведения была харчевня, а на втором — комнаты для гостей, решивших переночевать в этом придорожном заведении.
«Трактир — открытое для публики помещение, в котором либо отдаются внаём особые покои со столом, либо производится продажа кушанья и напитков», — невольно вспомнил Евграф статью «Положения о трактирных заведениях» 1861 года, которое он знал благодаря своей полицейской службе почти наизусть. Отпустив извозчика, они вошли внутрь увеселительного заведения.
Залов в заведении было два — большой, столов на десять, и малый на два стола. Возможно, были одна или две отдельные комнаты-кабинеты, в таких заведениях без них никак. Трактир был второго класса. В большом зале мебель была простой — «чёрной», столы покрыты скатертями, красивыми когда-то, но сейчас достаточно вытертыми и местами грязными и засаленными. В малом — имелись «чистая» мебель и красивые и нарядные свежие скатерти.
Антураж заведения дополняли каток-буфет с закусками, совмещённый с низком, местом для продажи спиртного в разлив, и большая печь, недавно аккуратно выбеленная. Осмотревшись, незваные гости прошли в раздевальню, сняли верхнюю одежду и решили присесть в малом зале. Как только они по-хозяйски расселись, сразу подошёл спокойный и важный половой. Он внимательно рассмотрел их внешний вид. Не стесняясь, задержал взгляд на спутанных причёсках у обоих посетителей, синяке под глазом Кротова, потрёпанной одежде и лежащем у стола простом бауле. Затем важно начал разговор, держа на левой руке достаточно чистое полотенце.
— Вы, милейшие, не ошиблись ли залом? Может, в общий пройдёте? Там попроще и подешевле, за этот зал доплатить придётся, дороговат он для вас, судя по вашей одежде!
— За этот зал доплатить придётся! Доплатить придётся! Ишь ты, ушлый какой, к гостям наглый и недружелюбный к публике. Конечно, великая птица и на человека ср… не боится. Доплатим, не сомлевайся, и на чаёк подбросим, ежели кривляться не будешь. Включай оркестрион, душа музицировать желает. Тащи меню, собачий хвост, да побыстрее! А потом раскуренную трубку закажем с пером, — с издёвкой, на блатной манер нагло и протяжно произнёс сыщик, оценивая полового и делая вывод, что тот, судя по говору, местный житель.
— Какой важный, хоть и не ярославский. Как гостей встречаешь, казюк тульский? Сразу видно — деревня, не умеешь благородных гостей уважить! Хоть бы подумал невзначай: «Не опасны ли людишки, не оставить бы мудишки». Ладно, простим тебя, неумелого и глупого человека. Посидим, поедим хорошенько, потом спать пойдём наверх. Поживём денёк-другой. Комнаты есть свободные? — поддержал негодование Тулина Кротов.
— Да, и ещё, хотелось бы хозяина твоего увидеть, Агея. Может, пригласишь поужинать с нами, водочку вкусить? — уточнил сыщик, не давая опомниться половому.
Половой такого обращения явно не ожидал. Глаза его забегали, манера поведения изменилась. Он слегка поклонился и быстро выбежал из зала. Тотчас вернулся и положил меню на стол перед Тулиным. Возможно, на него повлияли независимая и наглая манера поведения гостей или желание видеть хозяина трактира. А может, и знание особенностей трактирной жизни, которую показали гости, в том числе мнение о лучших половых и официантах.
В России была, как правило, специализация на определённые работы по губерниям. Лучшими дворниками обычно считалась публика из Казани. Конвоиров старались нанимать с Вологодчины. Специалистов по отлову бездомных собак и кошек искали в Костроме и так далее. А вот в рестораны и трактиры персонал искали в Ярославле. Ценили за язык, за находчивость и умение ублажить клиента, вытрясти с него как можно больше денег.
— Вот-с, меню-с. Что угодно-с? — спросил половой с подобострастным взглядом.
— Так-то лучше будет. Вот-с, меню-с, что угодно-с — это ты верно заладил. Больше никогда не пугай ежа голой жопой, смотри у меня, козье вымя! Так что, есть свободная комната? — самодовольно сказал Кротов, растягивая ноги под столом и показывая половому большой волосатый кулак.
— Есть три комнаты, все отличные для отдыха и сна. Две по одному спальному месту будут. Одна имеет две кровати, напротив друг друга. Какие угодно-с гостям?
— Ту, в которой две кровати, подготовь. Туда квасу поставь. Водочки штоф и закусить чего не забудь. Мы сейчас слегка перекусим, а там дальше отдохнём. Так хозяин где, может, позовёшь? — уточнил Евграф.
— Хотел бы выполнить пожелание, но никак-с. Хозяина нет, в разъездах-с по коммерции. Уезжая, сказывал, что к утру будет, а сейчас что подать изволите?
— Знаменитый дед Агей, не боится ста бл… Он берёт их по одной и щекочет как заводной. Небось по девкам хозяин уехал, а ты заладил о коммерции. А что сам предлагаешь? — с босяцкой ухмылкой спросил Кротов.
— Вечер уже на дворе, не многолюдно-с. Большой кухни нет, не держим к концу дня. Мы же на тракте стоим, публики мало к ночи. Могу предложить уху или грибной суп по три копейки. Каша гречневая с мясом — четыре копейки. Жаркое из мяса или рыбы — восемь копеек. Котлеты свиные или телячьи по шесть копеек. Что угодно-с гостям?
— Вот и тащи нам ухи и каши сюда. А котлет с десяток наверх с хлебом подними. А «Ерофеич» есть? — уточнил сыщик.
Эта настойка на водке была лицом любого заведения подобного типа. В своё время, в 1768 году, фельдшер кадетского корпуса Воронов Владимир Ерофеевич вылечил от какого-то недуга особой настойкой графа Александра Орлова, любимца и фаворита императрицы Екатерины II. Недуг давно забылся, а настойка с той поры в людской памяти осталась навсегда, пользовалась непререкаемой известностью и считалась лечебным напитком.
— А как же, имеется! — заулыбался половой.
— Вот и неси, живо, только чекушку, а наверх поставь косушку, — подмигнув, продолжил заказ Тулин.
— Нет, Шило, это очень мало, ты бы ещё шкалик заказал. Давай восьмерик наверх. Душа гулять желает, — возмутился Егор Егорович.
— Согласен, Крот, винюсь. Давай наверх восьмерик. Гулять, так с оттягом, — уточнил заказ половому сыщик.
Посидев в пределах часа или полутора, плотно поужинав и выпив заказанную водку, они расплатились с половым, хорошенько дав на чай. Гостей так больше и не появилось. Вслед за половым поднялись в предложенную комнату. Небольшую, но достаточно уютную, с двумя кроватями, низким столом между ними и одним старым шкафом для вещей. На столе уже стояли заказанные котлеты, хлебница, квас и штоф водки.