Игорь Даченков - Ключ и замок в истории изобразительного искусства

Ключ и замок в истории изобразительного искусства
Название: Ключ и замок в истории изобразительного искусства
Автор:
Жанры: Изобразительное искусство | Искусствоведение | История искусства | Монографии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Ключ и замок в истории изобразительного искусства"

Вы держите в руках необычное издание. В определенном смысле даже уникальное. Монографий, посвященных изображению ключа и замка, а также трактовке и оценке их символического значения в истории изобразительного искусства, практически не существовало до настоящего времени.

Работа историка, краеведа, визионера и коллекционера старины Игоря Даченкова – это, пожалуй, первая системная и кропотливая попытка представить на суд читательской аудитории обзор данной темы через научно-популярную призму. Автор попытался обобщить и проанализировать зарубежный и отечественный опыт изобразительного искусства, вычленив тематические работы известных мастеров, которые использовали ключ и замок в своих произведениях.

Бесплатно читать онлайн Ключ и замок в истории изобразительного искусства



В истории цивилизации ключ и замок играют важнуюроль. Их главная функция – сокрытие тайны, защита от чужих глаз – стала причиной наделения этих запирающих устройств сакральными смыслами. Что же символизируют эти, знакомые каждому, бытовые предметы?

Память символа

Французский философ, антрополог и этнолог Л. Леви-Брюль в своем исследовании изложил концептуальную схему, в соответствии с которой первобытный человек воспринимал окружающий его мир и свою жизнедеятельность в нем. В своей монографии он пишет следующее: «…предметы, созданные рукой человека, также имеют разные функции, в соответствии с приданной им формой. Отсюда следует, что мельчайшая деталь в форме этих предметов имеет свое значение, которое может иногда стать решающим». И далее: «Способности» той или иной домашней утвари, лука, стрелы, дубины и всякого иного оружия тесно связаны с каждой деталью их формы; вот почему эти детали неизменно воспроизводятся с величайшей точностью».

Известный культуролог Ю.М. Лотман подчеркивает, что «символ связан с памятью культуры» и «в символе всегда есть что-то архаическое».

Он «вычленяется из семиотического окружения и столь же легко входит в новое текстовое окружение. С этим связана его существенная черта: символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения».

Таким образом, символ, в отличие от знака, указывает не на единичное, но на целый культурный текст, представленный во времени.

Примечательна следующая характеристика символа, данная Ю.М. Лотманом: «Символ, представляя собой законченный текст, может не включаться в какой-либо синтагматический ряд, а если и включается в него, то сохраняет при этом смысловую и структурную самостоятельность…»



В научной традиции си́мвол (греч. σύμβολον, первоначально – это опознавательный знак, впоследствии – знак, символ в широком смысле) – образ с переносным значением, предполагающий единство формы (внешнего вида символа) и содержания (смысла символа), закрепленный в традиции социально-культурный знак, передающий определённую информацию.

Одна из дефиниций понятия «символ» определяет его как знак знака. Символ выходит за пределы знаковости и отличается от конвенционального знака наличием иконического (или образного) элемента. Иначе говоря, идея символа не имеет непосредственной связи с содержанием символа (например, цвет как выражение, идея некоторого качества человека).

Символ в изобразительном искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково.

Идея ключа

Специалист по истории искусства Зара Малоян указывает, что «многие бытовые предметы, сопутствующие человеку в повседневной жизни, наделяются дополнительным символическим, мистическим смыслом. Несмотря на то, что ключ является продуктом более поздней эпохи, несомненно, он подвергся той же «обработке символизации», что и указанные Леви-Брюлем более ранние артефакты. Очевидно, сам по себе предмет, предназначенный для запирания и отпирания замков, мог появиться в культуре человечества не раньше, чем появились дома и двери, следовательно, ключ – атрибут и признак сформировавшейся цивилизации».

Специфическое назначение ключа – закрывать и открывать доступ к чему-либо – не могло не привлечь к себе внимание уже с древнейших времен (дверной замок был знаком египтянам, кстати, известно, что он был деревянным).



Впервые изображение ключа, понимаемого вне своей бытовой функции, а как предмета, наделенного символическим, сакральным смыслом, появляется в Древнем Египте – это известный знак Анк (Анкх), или «крукс ансата» (суть бессмертия, т.е. жизнь). На многих египетских изображениях, стенной росписи, рельефах, папирусах – боги держат в руках Анк или передают его людям. Очевидно, Анк – своеобразный ключ от иного мира, позволяющий с одной стороны богам появляться и действовать в материальном мире, с другой – людям попадать после смерти в загробный мир. Этот символ многократно повторяется на изображениях, связанных с заупокойным культом, амулеты в форме Анка были обнаружены в гробницах, саркофагах. Очевидно, он должен был служить «ключом», открывающим ворота в иной мир, и обеспечить усопшему беспрепятственный проход.


Египетская царица Нефертити и богиня Исида. Настенный рельеф


Существует множество интерпретаций происхождения формы Анка, которые в основном связываются с объединением женского и мужского начал, соединения креста Осириса в форме буквы Т c петлей Исиды. По сходству ассоциируется знак Анк и с закатом солнца, опускающегося за Нил, то есть соединением мужского огненного начала и женского – водного. Какова бы ни была интерпретация, она так или иначе связана с соединением мужского и женского начал, возможно, отсюда берет начало известное в психоанализе толкование ключа в русле фаллической символики.


Кибела на троне


Очевидно, такое же толкование уместно для ключа – атрибута Кибелы, богини фригийского происхождения, культ которой носил оргиастический характер. Несомненно, фаллический символизм в паре «ключ – замок» связан и с функцией отпирания/проникновения, получения доступа. Однако фаллический символизм ключа-замка, акцентируемый в психоанализе, сам по себе является производным от более глубинного и глобального архетипа.


Двуликий Янус


Такова символика ключа – атрибута римского Януса (от ianua – «двери, ворота»), бога входов и выходов и всякого начала. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. Двери небесные в знаке Козерога являются дверями богов, олицетворяющими увеличение силы Солнца. Двери подземные в знаке Рака – это двери людей, символ ослабления силы Солнца.

Янус изображался с ключами и двумя лицами, смотрящими в разные стороны, откуда его эпитет «двойной», ему была посвящена двойная арка на форуме. Есть основания для предположения, что Янус был древним богом-демиургом, богом богов и создателем мира, который сам в этом процессе из бесформенного шара превратился в бога.


Бог ключа Айон Митра


Достаточно сложный набор ассоциаций, связанных с ключом, приводится К.Г. Юнгом в так называемых «Тавистокских лекциях». Например, в четвертой лекции он пишет следующее: «Идея ключа часто связывалась с мистериями в пещере. В культе Митры существовал даже отдельный бог, бог ключа Айон, существование его не объяснялось, но, я думаю, понять это нетрудно. Бога изображали в виде крылатого существа с мужским телом и головой льва, обвитого змеей, возвышавшейся над его головой. Изображение его имеется в Британском музее… Поэтому Айон, львоголовый бог, обвитый змеей, представляет также искомое единство противоположностей, свет и тьму, мужское и женское…»


С этой книгой читают
Несмотря на 20-летнее триумфальное шествие по России технологий паблик рилейшнз (широкой публике известных как пиар), большинство пособий и руководств по PR у нас по-прежнему пишут люди, весьма далекие от практики – преподаватели, бывшие комсомольские работники и пр. И наоборот – те, кто эти два десятилетия провел в гуще выборов, информационных войн и резонансных PR-проектов, книг практически не пишут. Исключения можно пересчитать по пальцам одно
Очерк посвящен представительнице современной живописи Казахстана, художнику Гульмарал Татибаевой. Примечательная особенность Гульмарал – эмоциональное осмысление мира, выраженное то в страстном, радостном порыве, то печальной лирике, философском размышлении, подсознательной интуиции, что непременно находит отражение в ее работах. В итоге ее полотна, посвященные теме семьи, материнства, природы, а также духовной стороны человека, отражают внутренн
Перед вами – новая книга от автора курса "Рисуем на пару с нейросетью! Создаем шедевры фотографии, живописи, рисунка". Она объединяет в себе практическое руководство по рисованию в нейросетях и справочник понятий из области изобразительного искусства, а также специальных терминов, используемых при создании изображений с искусственным интеллектом. Автор предлагает несложный, но действенный алгоритм создания качественных работ в нейросети, основанн
Главные герои книги – двенадцать животных земли, воздуха и моря: от грозного кита до изящного белокрылого журавля, от гибкого гепарда до застенчивого жирафа – вместе прокладывают непрерывный путь через всю историю искусства: от поздних античных мозаик Аквилеи, выложенных на заре христианства в IV веке, до ярких перформансов Йозефа Бойса. Параллельно в книге рассказывается о Джотто, Леонардо да Винчи, Кацусику Хокусае, Эжене Делакруа и многих друг
Двести пятьдесят лет немецкой истории – от 1774 года и до наших дней – разворачиваются сквозь пейзажи Каспара Давида Фридриха, самого немецкого из художников, открывшего всему миру романтическое томление духа. Гёте, например, так раздражала эта специфическая меланхоличность, что он расколотил одну из картин об стол; Диснея работы Фридриха вдохновляли настолько, что стали основой и фоном для знаменитого мультфильма «Бэмби». Нашедший поклонников ср
Эта книга посвящена одному из древнейших и важнейших ремесел – кузнечному. Вы познакомитесь с кузнечными инструментами и приспособлениями, видами обработки различных металлов, основными методами кузнечной работы – ковкой, сваркой, закалкой и отпуском металла и т. д. И конечно, автор предлагает читателю попрактиковаться и самостоятельно выковать разного вида болты, гайки и подкову.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
«Мы считаем с Трулли-Пулли» – весёлая книжка с серьёзной задачей: помочь малышам научиться считать до десяти.Каждой цифре соответствует небольшое стихотворение – занятная история про зверушек или забавных гномиков – труллей. Если объединить все стихотворения, получится текст несложной и лёгкой для запоминания песенки с таинственным названием «Трулли-Пулли».Для самых маленьких и любознательных читателей.В формате PDF A4 сохранен издательский макет
– Ты мне изменяешь? – Не устраивай сцен, сказал, домой езжай. – Ответь! Ты мне изменяешь? Как ты мог? Я не сдерживаюсь, начинаю реветь в голос. – За что, Самир? Я же люблю тебя… Так сильно люблю… – шепчу на выдохе. Он смотрит на меня, рассматривает своими карими глазами, которые я считала самыми красивыми и добрыми в мире. – Задушила ты меня своей любовью, Аня. Пора уже стать взрослой… Я любила его всю свою жизнь. Мой первый мужчина. Мой муж. Ду
Я автор, пишу романы, слово — мой хлеб. Я привыкла взвешивать каждую фразу, но однажды… Однажды в пылу спора поклялась именем Муза, что введу в очередной роман любовную линию. Вот только если бы меня предупредили, что Муз реален и обидчив. Какой же был шок, когда я оказалась в теле юной девицы, в незнакомом, хоть и придуманном мною же мире! А следом раздался голос того самого, якобы мифического Муза: «Сумеешь найти любовь и завершить историю хепп