«Каждое четвертое поколение ходит в одной рубашке»
Так говорят американцы, а они знают толк в деньгах. Им вторят ирландцы, полагая, что «каждое четвертое поколение носит деревянные башмаки», и китайцы, которые считают, что «каждое четвертое поколение семьи ждет труд на рисовом поле». С ними согласны и японцы, утверждающие, что «родители работают, дети наслаждаются жизнью, а внуки просят милостыню». В других странах тоже есть похожие пословицы, потому что по всему миру состоятельные семьи беднеют за три поколения. Иногда богатство семьи теряется еще быстрее, как произошло с родственниками Джеймса Хьюза по материнской линии.
Прадедушка Джеймса Хьюза был родом из Германии. Он эмигрировал в США во время Гражданской войны. В Америке он завербовался наемником, получив щедрое вознаграждение от юноши-северянина, который не хотел рисковать жизнью на войне. Прадед автора остался в живых и на заработанные деньги начал бизнес. За несколько лет он сколотил внушительное состояние и стал богачом в первом поколении.
Семья преуспевала несколько десятилетий, руководящие посты в семейном бизнесе занимали старшие сыновья прадеда. Деду Джеймса, девятому ребенку в семье, должность в семейном бизнесе не досталась, он не получил никакого опыта и стал искать собственные возможности заработка.
Во время Великой депрессии он инвестировал свою долю в наследстве в строительство. Его партнер растратил деньги фирмы, и дед обанкротился.
Джеймс Хьюз любил дедушку. Тот был его первым учителем и лучшим другом. История банкротства казалась Джеймсу несправедливой. С ранних лет он задумывался о причинах разорения семей, а затем стал семейным юридическим консультантом – по отцовской линии Джеймс юрист в шестом поколении – и оказался свидетелем многих семейных историй финансовых взлетов и падений. Он начал исследовать феномен семейного богатства с психологической, социальной, экономической и философской точек зрения, путешествовал по миру, встречался с представителями богатых семей из разных стран и пришел к следующим выводам:
▶ Фамильное богатство состоит из человеческого (членов семьи), интеллектуального (комплекса знаний каждого члена семьи) и финансового капиталов.
▶ Основная задача семьи – способствовать счастью каждого члена, но при этом оставаться единым целым.
▶ Долговременное сохранение состояния возможно при наличии системы внутрисемейного управления и совместном принятии решений.
Джеймс Хьюз проанализировал истории процветания, застоя и упадка многих семей из разных стран и обнаружил семь причин, по которым некогда преуспевающие семьи беднеют.
Причина 1. У всех народов богатство означает только накопление денег и других финансовых ценностей. Мало кто понимает, что семейное состояние складывается из капитала трех видов: человеческого, интеллектуального и финансового. Семьи не осознают, что они не в состоянии уберечь финансовый капитал без управления человеческим и интеллектуальным капиталом. При сосредоточении усилий только на накоплении финансового капитала уже второе поколение семьи может разориться.
Причина 2. Семьи не понимают, что сохранение богатства – динамический процесс. Многие члены семьи, получившие финансовый капитал от предков, понятия не имеют, каким трудом он создавался, и мало что знают о создателе богатства. Чтобы сохранить богатство, семья должна его приумножать, уделяя больше внимания сохранению человеческого и интеллектуального капиталов семьи. Так, каждое поколение будет выступать в роли первого поколения создателей богатства, а не просто тратить наследство.
Причина 3. Планирование управления человеческим и интеллектуальным капиталами семьи оказывается кратковременным и индивидуальным. Время следует измерять поколениями. Иначе как семья сможет определить, удержалось ли на плаву ее четвертое поколение? Ближайшая перспектива для семьи – это 20 лет, средняя – 50, долгосрочная – 100 лет.
Каждая семья прилагает усилия, чтобы очередной год приносил прибыль. Однако в рамках 20-летнего финансового плана эти ежегодные действия – капля в море, не говоря уже о 50-летнем и 100-летнем планах.
Если рассматривать семейную стратегию инвестиций за 20-, 50-и 100-летний периоды, на первый план выходит терпение, которого не занимать такому выдающемуся инвестору, как Уоррен Баффетт. Время работает на семьи, которые ставят перед собой цель долгосрочного сохранения капитала.
Джеймс Хьюз обсуждал покупку полиса личного страхования жизни со страховым агентом и спросил его о предполагаемой продолжительности своей жизни. Агент сказал, что в большинстве случаев мы живем дольше наших бабушек, дедушек и родителей. Если мы проживем более 80 лет, то наши дети доживут до 90 – при условии, что они не будут курить и до 55 лет у них не будет выявлен инфаркт или рак.
Для семей, озабоченных сохранением состояния, эта демографическая информация – радостная новость. Семью, как и любой бизнес, способный продлить срок службы своих активов на 20–25 лет, ожидает существенный рост прибыли.
Приобретение новых активов обходится дорого, а поддержание существующих в отличном рабочем состоянии – залог финансового успеха. Если старшие члены семьи не берегут здоровье, а младшие не получили образование, позволяющее им участвовать своими активами в семейном балансе, семья обречена уже в 20-летней перспективе.
Причина 4. Семьи не понимают роли внешних и внутренних обязательств в своих бухгалтерских балансах и не выполняют их. Главное обязательство семьи, стремящейся сохранить свое состояние, – добиться стабильного положения, когда нет причин для беспокойства. Если обязательства (уплата налогов, кредитов) не выполняются надлежащим образом, это чревато упадком.
Причина 5. Семьи не понимают, что фундаментальные вопросы сохранения богатства носят не количественный, а качественный характер.