Оригинальное название:
The Little Book of Common Sense Investing. The Only Way to Guarantee Your Fair Share of Stock Market Returns
Автор:
John Bogle
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru
Все инвесторы как группа получают некий общий доход от фондового рынка. Нужно понимать, что если один инвестор получает прибыль на фондовом рынке, то другой инвестор столько же теряет. От лихорадочной торговли на фондовом рынке выигрывают только финансовые посредники, которые получают высокие комиссионные от своих клиентов. Джон Богл убежден: обыграть фондовый рынок невозможно, особенно если вычесть из доходов от инвестиций связанные с ними расходы. Чем меньше денег перетекает в карманы банкиров с Уолл Стрит, тем больше прибыли от инвестиций получает обыкновенный инвестор.
Как подсказывает простая арифметика и подтверждает история, выигрышная стратегия инвестирования в акции заключается в том, чтобы стать собственником акций всех публичных компаний, затратив минимальные средства. Реализовать эту стратегию просто: надо купить участие во взаимном индексном фонде, который создается для того, чтобы имитировать поведение всего рынка акций США (любого другого рынка или сегмента рынка).
За последние 90 лет лучшим отражением рынка акций в Америке служил индекс S&P 500. В него входят 500 крупнейших американских корпораций, и они составляют примерно 85 % рыночной стоимости всех акций на американском рынке. На сегодняшний день S&P 500 остается лучшим стандартом для сравнения доходности, получаемой профессиональными управляющими компаниями пенсионных фондов и взаимных фондов[1].
За последние 15 лет доходность индексных фондов[2]была стабильно выше доходности взаимных фондов, находящихся под активным управлением, по всем категориям инвестиций. $15 тысяч, инвестированные в 1976 году в первый в мире индексный фонд Vanguard 500 Index Fund, созданный Джоном Боглом, превратились в 2016 году в $913 340.
Преимущества индексного фонда:
• широкая диверсификация портфеля;
• минимальные расходы;
• стабильность портфеля;
• налоговая эффективность;
• концентрация на долгосрочной стратегии;
• минимизация рисков, связанных с поведением отдельно взятых акций или облигаций, сегментов рынка и выбором управляющего фондом.
Разумный инвестор выберет индексный фонд с наименьшими расходами.
Операционные расходы первого индексного фонда Vanguard составляют 0,04 %, а расходы Wells Fargo Equity Index Fund – 0,45 %. Кроме того, Wells Fargo взимает комиссию с продаж в размере 5,5 %. За 33 года (начиная с 1984-го, когда был создан Wells Fargo) $10 тысяч, вложенных в фонд Vanguard, превратились в $294 900, тогда как те же $10 тысяч, вложенных в фонд Wells Fargo, выросли всего до $232 100.
Бытует мнение, что индексные фонды хороши только для отдельного сегмента рынка – акций крупных американских компаний. Если же инвестировать в акции компаний с небольшой капитализацией или акции иностранных компаний, то фонды под активным управлением дадут лучшие результаты. Джон Богл это мнение не разделяет.
Индексные фонды показывают результаты лучше, чем 89?90 % активно управляемых фондов, инвестирующих на международном рынке или развивающихся рынках.
Великий конфликт интересов
Богл отмечает фундаментальный конфликт интересов между теми, кто работает в инвестиционном бизнесе, и теми, кто инвестирует в акции и облигации. Путь к успеху для профессиональных финансовых посредников состоит в том, чтобы уговорить клиента совершать как можно больше операций на рынке. В то же время единственный способ для клиента избежать потери денег на фондовом рынке – это воздерживаться от лишних движений. Чем выше уровень инвестиционной активности, тем выше расходы на финансовых посредников и налоги и тем ниже доходность от фондового рынка получают инвесторы.
Есть ли смысл в спекуляции?
Доходы от фондового рынка можно разделить на две части:
• инвестиционный доход, складывающийся из дивидендов и прироста прибыли компании, приходящейся на одну акцию;
• спекулятивный доход, отражающий изменения рыночной стоимости акций (P/E ratio, то есть изменения показателя рыночной стоимости акции к годовой прибыли на акцию).
Богл показывает, что спекулятивный компонент доходности от инвестиций резко колебался вверх и вниз в течение разных периодов XX столетия. Но!
В среднем общая доходность от рынка акций в 9,5 % явилась результатом прироста инвестиционного дохода, и только 0,5 % пришлось на спекулятивный доход.
Из этого следует ясный вывод: в долгосрочной перспективе доходность акций практически полностью зависит от доходности корпораций, выпускающих эти акции.
Необходимо различать реальный рынок, где бизнесы конкурируют друг с другом, где производятся продукция и услуги, где зарабатывается выручка и платятся дивиденды, и спекулятивный рынок, где рыночные спекулянты пытаются угадать, о чем думают другие инвесторы и как они будут действовать, получив ту или иную информацию. Инвестировать надо в реальный рынок, а спекуляции на фондовом рынке только отвлекают инвесторов от того, что действительно важно – постепенный рост доходности хозяйствующих субъектов. Поэтому не стоит обращать внимание на быстропроходящие эмоции финансового рынка, а лучше фокусироваться на долгосрочных экономических перспективах бизнеса.
Чем опасны обычные взаимные фонды?
Практически все инвесторы, их консультанты, эксперты и журналисты склонны оценивать результаты деятельности взаимного фонда по его прошлым показателям. Почему-то все забывают, что прошлые показатели говорят о том, что уже произошло, но они не могут предсказать, что произойдет в будущем. Показатели доходности фонда могут быть лучше или хуже, а вот расходы, связанные с инвестированием в фонды, остаются всегда неизменными.
Финансовые консультанты, стремящиеся «продать» клиенту тот или иной взаимный фонд, будут обращать внимание клиента на историческую доходность фонда в размере 9,5 %, создавая у него впечатление, что именно такую доходность он получит (при прочих равных). Однако, если разумный инвестор сообразит посчитать расходы в 2 % и инфляцию в 3 %, то он выяснит, что истинная доходность фонда для него будет только 4,5 %.