Броский заголовок «Спасибо за опоздание» кажется абсурдным в нашем мире, где на счету каждая секунда. Однако именно ожидание собеседников, застрявших в пробке или вынужденных менять график из-за семейных дел, подарило опытному журналисту Томасу Фридману идею этой книги: в век растущих скоростей размышления получают особую ценность, а каждая свободная минута может подарить бо́льшую осознанность и полезные открытия.
Автор называет себя explanatory journalist и говорит, что всю жизнь переводит «с английского на английский», объясняя простыми словами суть сложных явлений. В книге Thank You for Being Late он делится своим взглядом на современную эпоху, в которую происходят изменения, сравнимые с изобретением книгопечатания. Сегодняшние трансформации не только затрагивают все пласты жизни – от биологических до социальных и геополитических, – но и происходят с невиданной до сих пор скоростью. Человеческая природа не приспособлена для таких скоростей – однако в книге с подзаголовком «Путеводитель оптимиста по процветанию в эпоху ускорений» изложены идеи, которые, по мнению автора, помогут извлечь из ураганных изменений пользу и поставить их на службу обществу и планете.
Томас Фридман уверен, что сегодня, как никогда, верны слова великого физика Марии Кюри: «В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, – есть только то, что нужно понять. Сегодня мы понимаем больше, чем раньше, а значит, боимся меньше». Однако чтобы осознать происходящее, нужно сделать одну очень важную вещь: остановиться и подумать.
Вместе с автором читатель получает возможность составить портрет современной цивилизации, которая развивает невероятно сложные и тонкие технологии, но приносит все больше ущерба родной планете и пасует перед постулатами гуманизма и здравого смысла в политической сфере. Томас Фридман предлагает свой рецепт процветания человека в эпоху перемен. Понравится ли он вам? Не обязательно. Но вы наверняка оцените подход к проблеме и, вполне возможно, уже сегодня скажете опоздавшему другу: «Спасибо за опоздание. Я провел эти минуты в очень плодотворных раздумьях».
В конце вас ждет небольшой бонус – советы по созданию ярких и запоминающихся текстов от автора постоянной колонки в The New York Times и трехкратного обладателя Пулитцеровской премии.
Взрыв суперновой: год 2007-й
От одного перечисления всех технологических проектов, которые «выстрелили» в 2007 году, может закружиться голова.
Facebook, Twitter, LinkedIn, Airbnb, Kindle, операционная система Android, первый смартфон iPhone – можете ли вы вспомнить мир, в котором их не было? Для технарей перечислим еще несколько: Hadoop, GitHub, первая платформа Palantir Technologies, первые многоядерные процессоры для настольных систем, первые чипы с диэлектрическим компонентом high-k, начало строительства суперкомпьютера Watson, оснащенного вопросно-ответной системой искусственного интеллекта.
На 2007 год приходится начало экспоненциального роста в солнечной и ветряной энергетике, разработках биотоплива, LED-освещения, энергоэффективном строительстве, создании электрических двигателей для автомобилей. Тогда же произошло резкое удешевление технологий анализа ДНК, давшее толчок развитию биотехнологий.
Одновременно началась настоящая революция в сфере хранения и обработки информации – появились новые устройства и платформы, резко выросло производство разнообразных и все более совершенных сенсоров, которые позволяют автоматизировать рутинные процессы в самых разных отраслях и создавать «интернет вещей». Настоящим прорывом стала возможность улучшать производительность устройств путем совершенствования не их физических характеристик, а «умной начинки» – программного обеспечения.
Невиданный технологический рывок 2007 года был обусловлен появлением первого массового устройства с выходом во Всемирную паутину – iPhone. Спрос на интернет-трафик в США с января 2007-го по декабрь 2014 года, по данным компании AT&T, вырос более чем на 100 000 процентов! Началась эра мгновенных коммуникаций, интернет-коммерции и больших данных. То, что еще вчера казалось неслыханным, превратилось в норму, и с той поры технические новинки становятся все более простыми и удобными для пользователя.
Повсеместная доступность компьютеров и постоянное повышение их производительности, по убеждению Томаса Фридмана, являются главным двигателем всех технологических и информационных процессов – того, что он называет Машиной.
В 1965 году один из основателей Intel Гордон Мур обнаружил закономерность, которая со временем получила название «закон Мура»: мощность вычислительных устройств удваивается каждые 24 месяца. В 2007 году этот закон был на грани краха, однако с появлением нового поколения процессоров экспоненциальный рост продолжился, и сегодня сам Мур полагает, что предел роста наступит через несколько поколений и лишь из-за атомарной природы вещества и ограничения скорости света.
Технологии мобильной связи и широкополосного доступа в интернет в последние 20 лет также развиваются в соответствии с законом Мура. Сегодня мы все ближе к тому, что передача неограниченного объема данных на бесконечно далекие расстояния станет совершенно бесплатной.
Инженеры Intel подсчитали, что, если бы автомобили прогрессировали в соответствии с законом Мура (то есть так же, как микропроцессоры и передача данных), современный Volkswagen Beetle развивал бы скорость 300 000 миль в час, проезжал бы на одном галлоне газа 2 миллиона миль и стоил бы 4 цента.
Планета окружена огромным информационным облаком, которое хранит огромные массивы данных и создает условия для ускоренного развития технологий. Это облако, уверен Фридман, не стоит называть столь аморфным словом – ведь в нем аккумулирована мощная энергия. Автор книги дает всемирному информационному пространству название – «супернова».
Технологии, природа и рынки
Скорость развития компьютерных технологий такова, что ее влияние распространяется и на Мать-природу, и на Рынок.
Под термином «Рынок» автор подразумевает сложную совокупность коммерческих, финансовых и социальных связей, СМИ, банковские и образовательные учреждения, которые с помощью и под влиянием потоков знаний и технологий становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми.
«Мать-природа» страдает от бурного роста человеческой цивилизации, потому что нагрузки на биосферу растут быстрее, чем она способна адаптироваться: расплата наступает в виде климатических изменений и вымирания целых видов.