Целая жизнь прошла с той поры, когда люди пережили страшную войну. Однако уже через 10—15 лет после Победы, когда ветеранов ещё не называли ветеранами, новые поколения уже понимали всю жертву тех, кто не вернулся. Комсомольцы и пионеры нашей школы вместе с учителями уже тогда вели поисковую работу – составляли списки погибших и пропавших без вести, чтобы увековечить их навсегда.
Установление мемориальной доски на старом кладбище п. Комсомольского на берегу р. Белой 9 мая 1966 г.
Вот митинг 1966 года:
«9 мая колонна, украшенная флагами, транспарантами, лозунгами, шарами и цветами, вышла от школы №17 к клубу, где была приготовлена мемориальная доска. Доску и венки несли комсомольцы и пионеры. По мере продвижения колонны к ней присоединялись жители посёлка. Эта церемония превратилась в торжественное шествие. Мужчины и женщины с песнями замыкали колонну. На кладбище был проведён митинг и установлена мемориальная доска. Материал собирали комсомольцы и пионеры школы №17. Установлено, что в Великую Отечественную войну погибло 65 человек. На мемориальную доску записаны имена погибших. Дорогие товарищи! Ничто не забыто и никто не забыт!»1
С тех пор прошло уже полвека, но память наша жива и события военных лет не померкнут в ней. Поиск продолжается: мы всё ещё уточняем сведения о погибших фронтовиках, находим новые факты и документы. «Книга Памяти школы №17» пополняется и редактируется. Новые поколения подхватывают эту эстафету времени и несут, обновляя и расширяя исторический горизонт.
При подготовке материалов к печати были учтены особенности исторического развития наших посёлков. Так жители посёлка Высотного до войны проживали на отделении №3 совхоза Бжедуховского и хуторе Сиротин, а жители посёлка Комсомольского были выходцами с хуторов Дерябина, Ерыгина и Переправного, объединённых позже в хутор Комсомольский Второй. Все хутора входили в состав колхоза имени Савелия Николаевича Ярового, который местные жители также называли «хутор Яровой».
Мы старались увековечить документы и воспоминания, передающие характер того времени и тех людей. Цитаты из документов и информационных ресурсов, а также воспоминания выделены курсивом. Мы не стали редактировать эти отрывки, посчитав, что их слог и риторика ценны как историческая особенность того далёкого времени. Используя архивные данные разных уровней, мы хотели передать будущим поколениям подробности трудной жизни наших предков. Эти материалы послужат для составления родословных историй каждой семьи наших односельчан, переживших и не переживших войну. Вечная им память!
Великая Отечественная война на территории посёлков Комсомольского и Высотного
О нападении Германии и начале военных действий в колхозе имени Ярового и совхозе Бжедуховском люди узнали из станицы Рязанской – тогда это был районный центр. Сразу же началась мобилизация в Рязанском райвоенкомате.
В период с 23 июня по 22 августа 1941 г. в стране прошло три волны мобилизации: 1905—1918 годов рождения, в июле – 1900—1921 г.р., в августе – 1895 -1922 г. р. В декабре 1941 г. на войну уже призывали с 18 лет (1923 г.р.). Мобилизованные направлялись на пополнение военных частей, на формирование сотен новых дивизий, маршевых батальонов и рот. Весной 1942 г. в крае мобилизовано более трёх тысяч девушек в войска связи и противовоздушной обороны.
Советская власть понимала, что забирая трудоспособных мужчин с плодородных земель Кубани, тем самым ставит под угрозу продовольственную безопасность страны, поэтому в начале войны старались оставить на земле специалистов и квалифицированные кадры. Добровольцы, тем не менее, рвались на фронт – в основном это были молодые комсомольцы, ещё не достигшие призывного возраста, но пылающие ненавистью к врагу вчерашние школьники. Призванные земляки прибывали в Рязанский РВК и отправлялись в войска.
Попав на фронт, наши земляки узнали всю горечь отступлений, тяжесть боевой жизни и радость победы над противником. Некоторым довелось попасть в окружение (т.н. «котлы») и решать свою судьбу без указания командиров. Прорывались к своим, попадали в плен, оказывались на оккупированной фашистами территории. Кто-то вступал в партизанские отряды, кто-то по тылам противника возвращался домой. А с августа 1942 г. дома уже хозяйничали враги. И здесь перед каждым человеком вставал вопрос: «С кем ты?» Сможешь ли, рискуя жизнью, продолжить борьбу? Или отсидеться в подполье, тоже рискуя жизнью? А может припомнить советской власти все её преступления против своей семьи (раскулачивание и расказачивание) или пожалеть об упущенных дореволюционных возможностях (возвращение званий, должностей, владений) и пойти служить новой власти? Наша книга не о тех, кто принял последнее решение. Она о тех, кто оставил свой страх позади и отстоял от врага Родину.
30 января 1943 г. территория Рязанского района была освобождена от оккупации. В начале февраля 1943 г. в населённых пунктах района работали военно-полевые военкоматы 56-й армии. Они ускоренно мобилизовали оставшихся «по броне», всех 1925 г.р. и призванных ранее, но оказавшихся в оккупации. По воспоминаниям жителей 3-го отделения Бжедуховского совхоза: «У магазина собралась группа мобилизованных (не только наших) и несколько телег. После прощания призванные на войну обнялись, стоя на телегах, и развернули Красное знамя. Колонна быстро скрылась за кузницей». В марте 1943 г. приступил к работе Рязанский РВК, призывающий старшие возраста и 16-17-летних (1926—1927 г.р.).
ЦАМО – Центральный архив министерства обороны
РГВА – Российский государственный военный архив
АОАБ – Архивный отдел при администрации Белореченского района Краснодарского края
ЖБД – журнал боевых действий