Я психолог. Мне часто говорят люди далекие от психологии, что, наверное, у меня скучная работа. «Сидишь, слушаешь одно и то же». И они даже не подозревают, какая же это интересная творческая работа. Каждый клиент уникален, у каждого своя история.
Ко мне обращаются семейные пары в пред разводном состоянии, клиенты с различными сексологическими запросами, в том числе с сексуальными девиациями, после перенесенного сексуального насилия, с галлюцинациями слуховыми и визуальными на фоне перенесенного насилия, с паническими атаками.
Иногда бывает и так, приходит человек и говорит: «Мне плохо. Разберитесь». Нет, конечно, бывают и длительное патологическое горевание, депрессии, и разные другие запросы, но реже.
Мне интересно разбираться в хитросплетениях травм, наслоениях.
В какой-то момент, работая с различными запросами и попадая во внутриутробный период жизни своих клиентов, я поняла, что хочу поделиться с вами этими путешествиями. Потому что мы с клиентами часто находим корни сегодняшних проблем именно во внутриутробной жизни.
Я безмерно благодарна своим клиентам за разрешение на публикацию случаев. Некоторые клиенты даже шутят, что они наговорили уже на целую книгу.
Возможно, прочитав эту книгу, кто-то не сделает роковой шаг или задумается, кто-то найдет для себя ответы на свои вопросы о том, почему с ними сегодня происходит то, что происходит.
Я постаралась минимизировать психологический сленг, старалась писать расшифровки, но, к сожалению, я не могу уместить на нескольких страницах более исчерпывающую информацию и все расшифровки.
Надеюсь, книга будет полезной как будущим мамам, беременным женщинам, обычным людям – мужчинам и женщинам, так и психологам. Для психологов я провожу мастер-класс по работе с внутриутробными психотравмами.
Читая книги по практической психологии, я всегда любопытствую, как психолог выходит на конечный результат. Интересно следить как идет нить разговора. Надеюсь, что и вам это интересно. Поэтому в этой книге есть некоторые сессии целиком.
У тех, кто никогда не был на приеме у психолога, появится такая виртуальная возможность.
Вы можете написать свой отзыв, а также пожелания или замечания по адресу: [email protected]
Немного о внутриутробных путешествиях
В 2007 году в г. Москве проходил Всемирный конгресс «Внутриутробный ребенок и общество. Роль пренатальной психологии в акушерстве, неонатологии, психотерапии, психологии и социологии»
В материалах конгресса были опубликованы значимые не только для пренатальной психологии, но всей психологической науки в целом исследования к. б. н., доктора психологических наук, профессора, директора НИИ психотерапии и клинической психологии при НП «Психотерапии и пренатальной психологии», г. Санкт-Петербург Шамиля Семеновича Ташаева «Воздействие пре- и перинатальных импринтов на постнатальную жизнь человека»1.
Эти исследования явились отправной точкой моего интереса к пренатальному развитию человека.
_______________________________________________________________
Импринтинг – это фиксация в памяти значимой информации, которая возникает в определённое время, когда организм оказывается чувствительным и восприимчивым к чему-то новому.
_______________________________________________________________
В данном исследовании Ш. С. Ташаев рассматривал индивидуальное бессознательное как психологическую составляющую генетической памяти клетки, которая включала знакомство родителей, зачатие, внутриутробный период и рождение. Основной метод который использовали ученые в своем исследовании – возрастная регрессия.
«Одним из основных постулатов перинатальной психологии является то, что плод (в дальнейшем пренейт) задолго до полного созревания головного мозга и появления на свет из утробы матери обладает собственной психикой».2
_______________________________________________________________
Пренатальный период – внутриутробный период жизни человека.
Постнатальный период жизни человека – период жизни с момента рождения до конца жизни (до момента смерти).
_______________________________________________________________
Результаты исследования «Возрастная регрессия как инструмент коррекции пренатальных негативных импринтов» показали, что у пренейта имеется психическая деятельность задолго до созревания головного мозга. За счет собственной психической деятельности он чутко реагирует на физическое, психологическое и эмоциональное состояние мамы. Кроме того, в его памяти в пренатальный период развития откладываются любые события, которые тем или иным образом затрагивали психику и эмоции мамы.
По результатам своих исследований Ш. С. Ташаев делает следующие выводы:
1. Пренейт (плод) обладает памятью с самых ранних сроков нахождения в утробе мамы вне зависимости от степени созревания головного мозга.
2. Негативная информация, хранящаяся в памяти пренейта после его появления на свет, может вытесняться в подсознание и в качестве импринта оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
3. Импринты могут образовываться из негативных событий послеродовой жизни, вытесняться в подсознание и оказывать существенное неосознаваемое человеком влияние на всю его последующую жизнь.
4. Практически любое вытесненное в подсознание событие из пренатального и постнатального периода жизни человека может быть выведено в сознание и переосмыслено с точки зрения накопленного к моменту раскрытия памяти жизненного опыта.
5. Раскрытие и осознание первоначальной информации о событиях, приведших к образованию импринта снимает или сильно ослабляет неосознаваемую власть импринта над качеством жизни и поведением человека.
6. Во время возрастной регрессии имеется возможность виртуального изменения негативного содержания импринта на положительное, что может иметь огромное значение для лечения тяжелых случаев невротических состояний, не поддающихся лечению стандартными способами фармакотерапии и психотерапии.3
О том, как отражаются события в пренатальном периоде человека на его сегодняшней жизни, проводились исследования, об этом писали многие психотерапевты, психиатры. Так, в описании немецкого психоаналитика Wolfgang Hollweg о лечении им 9-летней девочки, которая страдала от необъяснимого «ревматического заболевания ног» и страха, появлявшегося в туалете, в виде идеи, что какая-то рука могла откуда-то появиться, захватить ее ягодицы и потянуть вниз. В процессе психоаналитической регрессивной терапии девочка обнаружила и пережила свое рождение в тазовом предлежании (ТП): в состоянии транса девочка сообщила, что слышала скрежет тормозов и ее как будто отбросило назад. С помощью матери выяснилось, что ТП могло произойти при следующих обстоятельствах. Мать брала уроки вождения во время беременности и даже на девятом месяце. Однажды, когда она нажала на тормоза слишком резко (вероятно, из-за опасности наезда), младенец перевернулся. В состоянии транса девочка сообщила, что пыталась исправить свое неправильное предлежание, но не могла это сделать, потому что матка становилась все более тесной