Виктория Владимировна Гражданкина, Сергей Брониславович Войтковский - Коклюшкин для Петрушки. Из личного архива кукловода Андрея Шавеля

Коклюшкин для Петрушки. Из личного архива кукловода Андрея Шавеля
Название: Коклюшкин для Петрушки. Из личного архива кукловода Андрея Шавеля
Авторы:
Жанры: Юмор и сатира | Пьесы и драматургия | Биографии и мемуары
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Коклюшкин для Петрушки. Из личного архива кукловода Андрея Шавеля"

Виктор Коклюшкин – талантливый и известный писатель-сатирик. Но мало кто знает, что именно он стал первым и единственным на данный момент автором современных текстов для русской традиционной кукольной комедии «Петрушка», возрождённой творческим и супружеским союзом Андрея Щавеля и Валентины Смирновой.

В данной книге – все собранные и бережно сохранённые Валентиной и Андреем рукописи Виктора Михайловича Коклюшкина.

С уважением к выдающимся деятелям русской культуры и в помощь будущим поколениям петрушечников России.

Viktor Koklyushkin is a talented and famous satirical writer. But few people know that he was the first and only author of modem texts for the Russian traditional puppet comedy «Petrushka», revived by the creative union and married couple of Andrei Shavel and Valentina Smirnova.

This book contains all the manuscripts of Viktor Mikhailovich Koklyushkin collected and carefully preserved by Valentina and Andrey.

With respect to the outstanding figures of Russian culture and to help future generations of Russian puppeteers of Petrushka.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Коклюшкин для Петрушки. Из личного архива кукловода Андрея Шавеля



© Гражданкина В.В., Войтковский С.Б., 2023

Вступительное слово

Прекрасный Витя Коклюшкин.

Мы познакомились с ним в 1970-х годах в «Клубе 12 стульев» «Литературной газеты» и подружились позже в отделе юмора газеты «Московский комсомолец», которым руководил неистовый и жизнелюбивый Володя Альбинин.

Удивительный и тонкий Виктор с его неповторимой манерой разговора и душевной добротой мгновенно покорял своим юмором всех его коллег. Мы общались, шутили, слушали его рассказы и неназойливо включались в круг друзей-юмористов. Это было славное время восхищения друг другом и общности интересов.

Я был художником-постановщиком в программе «Вокруг смеха» Центрального телевидения – рисовал шаржи на участников и на Виктора Коклюшкина, который тоже очень удачно попал как автор-исполнитель в один из выпусков «Вокруг смеха».

Наша дружба не увяла и после 1980-х годов. Виктор ушёл на эстраду, стал маститым автором пьес и миниатюр, которые прекрасно вписывались в ритмы нашей жизни и веселили отчаянные души. Тем более, что мир юмора был тогда насыщен талантливыми авторами и артистами.

Мой друг Андрей Шавель был необыкновенным и многоодарённым человеком. Познакомились с ним в театре Юного зрителя Нижнего Новгорода, где я оформлял спектакли Виктора Симакина.

Андрей нашёл возможность заказать настоящую шарманку у уникального мастера для своего великого начинания – комедии «Петрушка», площадного действа тогда подзабытого в России.

Позже, подружившись в Москве, мы вместе придумывали сюжеты для Петрушки и счастливо предположили, что Виктор Коклюшкин мог бы написать часть текстов для героя. Я позвонил, и Виктор, сомневаясь, согласился попробовать.

Всё срослось. Они прекрасно прочувствовали друг друга, направление общего творчества и подружились. Это была бескорыстная работа со смешным, философски точным, насыщенным материалом Петрушки.

Удача! Они возродили жанр, а это почти подвиг!

Рад, что причастен.


Игорь Макаров

Москва, 10 марта 2023 год.


Виктор Коклюшкин. Дружеский шарж.

Художник И. Макаров.


Предисловие

Эта книга является продолжением специальной серии работ нашей творческой группы, посвящённых знаковым деятелям театра XX века, начатой нами в 2022 году, когда были кропотливо собраны, расшифрованы и прижизненно опубликованы «Воспоминания Андрея Шавеля, артиста балета, ставшего кукольником». Воспоминания получили добрые отзывы, которые показали важность дальнейшего продолжения публикаций работ, которые могли бы помочь будущим поколениям деятелей русской культуры раскрыть художественно – творческие механизмы поиска и достижений ушедших в вечность мастеров. Поэтому появилась идея публикации созданных в период совместной творческой деятельности А.М. Шавеля, В.И. Смирновой и В.М. Коклюшкина и оставшихся в личном архиве Андрея Шавеля от этого плодотворного содружества текстов:

– во-первых, для сохранения их в истории в качестве памятника уникальной национальной театральной словесности;

– а во-вторых, в качестве методического пособия будущим авторам комедии «Петрушка» и потенциальным кукловодам.

Обращаем внимание сведущих и вовсе несведущих людей на тот факт, что любая истинная театральная традиция требует как минимум своего точного инструментария, аутентичных атрибутов и зрительного (визуального) антуража, что при превосходном их использовании в демонстрации спектакля составляет важный фактор внешнего успеха этого представления.

Вместе с тем, всё вышеперечисленное при отсутствии актуальных или актуализированных текстов, способных увлечь современного бесхитростного зрителя сюжетными линиями спектакля и его коллизиями, заставить сопереживать героям до подёргивания в членах и включиться во все перипетии самого действования, лишь производит впечатление очередной попытки представить исторический «лубок», но никак не настоящего живого искусства.

Это имеет прямое отношение ко всем народным традициям архаичных жанров искусства, бытовавшим исстари на территории Отечества. Они: то расцветали, то угасали. Такая же судьба постигла и представления Петрушки.

Достаточно будет напомнить читателю, что в своё время на Руси бытовало свободное сословие – скоморохи, которое двигалось от постоя до постоя и дарило радость местным жителям своим искусством, коим они профессионально занимались, за что получали еду, кров и харчи на дорогу. Небольшие труппы в 3–5 человек, покрывавшие просторы страны вдоль и поперёк, были нередко гостями столицы и даже развлекали семьи царя и бояр.

Традиция пресеклась при царе Алексее Михайловиче, который приказал скоморошество извести. Так и закончилась славная многовековая история свободного сословия профессиональных лицедеев Руси. А далее все историки театра рассматривают историю русского театра как историю появления и закрепления в России новоевропейского театра, связанного опять-таки с именем царя Алексея Михайловича.

Напомним заинтересованным лицам, что в профессиональном сообществе скоморохов все приёмы игры и тексты имели продолжительную изустную традицию их создания и передачи. Их редко записывали и редко хранили. Но каждая группа пыталась свой репертуар персонифицировать, создавая уникальные тексты собственных представлений, нанизывая их на всем известный ряд действующих кукольных лиц любимой народом комедии. И когда скоморошество исчезло, вместе с ним исчезли и тексты. Нам же в этой связи абсолютно понятно следующее:

– старинная русская комедия «Петрушка» имела много вариантов;

– эти тексты в своей массе давно и безвозвратно утеряны для нас;

– за более чем сто прошедших лет кроме В.М. Коклюшкина никто для Петрушки ничего не написал;

– сама комедия имеет без преувеличения важнейшее место и значение в целях развития художественных впечатлений и воспитания нового поколения русских людей;

– комедия имеет своё базовое место в корневой художественной традиции и воздействует на зрителя на глубинном уровне его сознания.

Так вот. Валя Смирнова и Андрей Шавель, решив в 80-х годах XX века возродить тысячелетнюю традицию русской народной комедии «Петрушка», долгое время опирались на исторический текст, опубликованный И.Д. Сытиным, и его варианты. Однако и им, и их друзьям было очевидно, что без «своего» современного автора возрождение Петрушки по-настоящему не состоится. Это понимание и привело их к сотрудничеству с Виктором Коклюшкиным, реализации своей идеи и мечты, выдающимся художественно-творческим успехам и признанию профессиональным сообществом петрушечников Европы.

Это был тот самый удивительный в творчестве случай, когда автору удалось неожиданно для себя найти свой жанр и открыть в нём своих исполнителей, а исполнителям посчастливилось найти на долгие годы своего уникального автора и перспективы развития жанра. Оглушительный успех к Вале и Андрею пришёл с текстами Виктора Коклюшкина, обновившего их репертуар, чем он и снискал себе великую честь и славу!


С этой книгой читают
А.М. Шавель – сын Милоша Марковича, югославского революционера, и Зинаиды Шавель, русской галошницы завода «Красный Богатырь», был воспитан потомственным аристократом и известным драматическим актёром Константином Токаржевичем. В десять лет он избрал себе балетное ремесло, которому прослужил всю первую половину своей жизни, а в пятьдесят по велению своего сердца и во имя любви выработался в замечательного кукловода и стал первым Петрушкой СССР.А.
Изломы истории первой половины ХХ века в полной мере отразились на жизни и судьбах отечественного искусства в целом, как и на жизнях и судьбах отдельных его представителей. Официальная театральная историография не отражает полной картины истинных явлений, происходивших в искусстве того периода. Непосвященному известны лишь избранные имена. А между тем наряду с прославленными деятелями театра, такими как Фёдор Шаляпин, Михаил Чехов, Константин Ста
Алиса и Гена, их дети и внуки избавляются от проблем с помощью чувства юмора, голодных пиявок, озорной белки, хищных божьих коровок, отважной стрекозы, хитрого карпа, белой ламы и огромного жука.Во время сильного ливня Алиса и Гена, отрезанные от цифрового мира, собирают своих близких за одним столом. Дождливый вечер проходит за рассказами, в которых, наряду с людьми, есть акулы, кони, падальные мухи, рыбы фугу, коты, обитатели зоопарка, свиньи,
ПАМЯРКОТЫ – это небольшие смешные, иронические, сатирические рассказы в стихотворной форме. А с учетом белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (покладистости) я их называю – ПАМЯРКОТЫ. Пожалуй, вы слышали знаменитый классический анекдот о белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (ПОКЛАДИСТОСТИ): «Во время оккупации немецкий комендант собрал на городской площади все население и объявил, что завтра вас будут вешать. И чтобы обязательно все явились к 10-00 и без опозданий. И вд
ПАМЯРКОТЫ это небольшие смешные, иронические, сатирические рассказы, в стихотворной форме. А с учетом белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (покладистости) я их называю – ПАМЯРКОТЫ. Пожалуй, вы слышали знаменитый, классический анекдот о белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (ПОКЛАДИСТОСТИ): «Во время оккупации, немецкий комендант собрал на городской площади все население и объявил, что завтра вас будут вешать. И чтобы обязательно все явились к 10-00 и без опозданий. И в
ПАМЯРКОТЫ это небольшие смешные, иронические, сатирические рассказы, в стихотворной форме. А с учетом белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (покладистости) я их называю – ПАМЯРКОТЫ. Пожалуй, вы слышали знаменитый, классический анекдот о белорусской ПАМЯРКОВНОСТИ (ПОКЛАДИСТОСТИ): «Во время оккупации, немецкий комендант собрал на городской площади все население и объявил, что завтра вас будут вешать. И чтобы обязательно все явились к 10-00 и без опозданий. И в
Данная книга предназначена для того, чтобы познакомить читателя с прекрасным миром «витакинетики». Мы решили начать именно с изменения денежного мышления, так как это одна из самых часто обсуждаемых тем среди новичков, которые решили менять свою жизнь к лучшему!
Рассказы, включённые в сборник, в смысловом плане не связаны между собой. Они были написаны в разное время, в разной обстановке. Поводом к их написанию послужили жизненные ситуации, с которыми столкнулся автор.
Герда и Жан познакомились на Луне в поселении, которое основало человечество, когда наступила эра космических путешествий. Они наблюдали комету, проходящую рядом с Землёй, и их завораживала необъятность космоса
После трагической гибели жены в автомобильной аварии следователь Максим Щеглов никак не может прийти в себя. Он стремится утолить свою печаль в алкоголе, хоть в глубине души и понимает, что должен дать своим детям – Диме и Жене – достойное будущее. Однако неожиданная находка на месте преступления заставляет следователя пересмотреть свои отношения с сыном и дочерью, с неохотой для себя признав, что у них есть своя жизнь, о которой ему ничего не из