Можно ли поВлиять на генетику?
Первую главу книги посвящаю старению, биологическому процессу постепенной деградации органов и систем организма. Изучение этого вопроса позволит понять, как работает наш организм и что делать, чтобы замедлить старение.
Физиология старения «зашита» в ДНК и эндоплазматическом ретикулуме – это внутриклеточная жидкость. К вопросу о том, каким должен быть ее идеальный для молодости состав, вернемся чуть позже. А вот ДНК – дезоксирибонуклеиновая кислота – из поколения в поколение хранит, передает и реализует генетическую программу развития и функционирования живых организмов. Ученые описали молекулу ДНК с помощью тысяч букв и цифр. Это позволило наполовину отразить огромный объем информации, содержащийся в ней, на понятном языке.
Если в школе решали задачи по генетике, то знаете, что ДНК можно дополнять, убирать из нее «лишнее», соединять и прогнозировать возможные варианты скрещивания этих молекул. Наверняка задумывались хоть раз над вопросом вроде: «Голубоглазый юноша женился на кареглазой девушке. Какова вероятность, что у ребенка будут зеленые глаза?»
Задачи для школьников кажутся простыми. На деле рассчитать количество возможных вариантов при объединении 3000 элементов одной молекулы ДНК с 3000 элементами другой молекулы сложно.
Среди 3000 элементов и возможных комбинаций прописан и процесс нашего старения. Найти этот код или ген, вычленить эту информацию и нейтрализовать его кажется непосильным.
Увы, пока не разгадана эта загадка и мы не влияем на нашу генетику, чтобы предотвратить старость. Но это не значит, что нужно сидеть, ничего не делая, и ждать. Чтобы продлить молодость, прежде всего надо принять природу человека, а затем обратиться к антиэйдж-программе. Она поможет понять процессы, которые заложены генетически, и научит влиять на них в свою пользу.
Не стоит думать, что мы как вид уникальны и очаровательно неповторимы. С генетической точки зрения люди схожи со многими животными. Те же мышки, на которых все еще проводят эксперименты в лабораториях, похожи на нас по структуре и составу ДНК, теломерами и стволовыми клетками. В ином случае эксперименты велись бы на кактусах или птицах. Хотя и птицы не так далеки, как может показаться.
Итак, в какой момент мы понимаем, что начинаем стареть? Когда останавливается репродуктивная функция. Как только мы не можем больше зачинать и рожать, процесс старения становится необратимым.
Однако в природе существует несколько биологических видов, которые поворачивают время вспять. Среди них папоротники, водоросли, рыбы и черепахи. Если черепаха выжила в первый день, то дальше ее шансы стать долгожителем только увеличиваются.
Беспрецедентная акция природы: бессмертные виды водорослей и растений. Ламинария – пример биологического, не сказать активного вида, но со структурой ДНК, схожей с нашей. Если ламинария бессмертна, почему бы не подружиться с этим успешным, на уровне генетики, примером?
Потому, что с ДНК-экспериментами не все так просто. Самый интересный, который завершился удачно, был долгое время на грани провала. Для эксперимента брали пары мышей, в которых одна мышь была старой, другая молодой. Им надрезали кожу с боков и, сохраняя сетку кровеносных сосудов, сшивали между собой. Из 100 мышей половина сшитых пар сгрызли друг другу головы. Другая половина умерла от заболеваний и внутренних воспалений. И только две пары выжили и доказали на своем примере, что можно вернуть молодость организму через живую инъекцию юной крови. Старая мышь перестала быть старой. У нее окрасились седые волосы, пропали воспаления в тканях, исчезли проблемы с сосудами.
Жестокий эксперимент, но доказывает, что молодая кровь останавливает внутренние процессы деградации и, что интересно, выключает запущенную в ДНК «необратимую» программу старения. Процесс, который молодая мышь запустила в старой, – регенерация. Они обратили время вспять, а значит, есть шанс у человечества!
Читатель подумает, всё просто: бери и заливай себе молодую кровь. Но здесь есть подводные камни. Старая мышь молодела не от самой крови с форменными элементами и питательными веществами, но от жидкой части – плазмы. Медики знают, переливание крови – это риск внутреннего воспаления из-за конфликта генов. Не вся плазма приживается.