Элмар Рустамов - Коммунисты в эпоху Путина

Коммунисты в эпоху Путина
Название: Коммунисты в эпоху Путина
Автор:
Жанры: Политология | Публицистика
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Коммунисты в эпоху Путина"

В издании делается попытка проанализировать эволюцию коммунистического движения России в первые два десятилетия XXI века – в условиях трансформации «постсоветского» политического режима и, как следствие, всей оппозиции, особую роль в которой на протяжении 1990 – начале 2000-х гг. всегда занимали умеренно левые и леворадикальные силы.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Коммунисты в эпоху Путина


Редакторский проект Марата Нигматулина



© Рустамов Э.Ф., 2022

© ООО «Издательство Родина», 2022

Коммунисты и «путинизм»

Часть 1

Начало

Начало путинского правления лишний раз подтвердило правоту Ленина: «Политика – есть концентрированное выражение экономики».

Монополизация экономики, формирование крупного олигархического капитала неизбежно привели и к монополизации политики. Теперь систему условно можно свести к формуле: «Один бизнес – одна партия – один фюрер». И если до этого пусть и подконтрольные, зависимые от разных властных группировок парламентские партии проявляли хоть какую-то оппозиционность и самостоятельность, сейчас – они полностью подмяты «Единой Россией», и откровенно стали ее сателлитами.

СМИ, не зря прозванные «четвертой властью» также оказались подвержены этому фактору внутренней политики. Будучи при Ельцине «независимыми» от государства, но полностью зависимыми от прихоти и воли своих хозяев-олигархов, они, тем не менее были вынуждены, преследуя свои интересы, допускать до прямого эфира и страниц газет представителей несистемных левых. Пусть это и происходило, зачастую в ернической и издевательской манере. Запретных «фигур умолчания» практически не было, «черные списки» на ТВ отсутствовали, на телеэкранах можно было увидеть весь спектр политиков вплоть до Виктора Анпилова и Нины Андреевой, освещались в полной мере протестные акции. Появлялась возможность донести до зрителя иную точку зрения, или по крайней мере хотя бы напомнить о своем существовании.

С приходом к власти Путина, уже в первый год президентства, началось сворачивание пусть и относительной, но свободы слова. Захват телеканала НТВ, превращение большинства СМИ в медиактивы крупных госкорпораций закономерно вызвало постепенную смену редакционной политики.

В первые годы путинского правления стала также намечаться тенденция поэтапного выдавливания несистемных левых с улицы. Во второй половине 1990-х они могли совершенно свободно проводить любые протестные акции в центре столицы, вплоть до непосредственной близости к Кремлю и другим административным зданиям, запреты были крайне редким явлением. Теперь следом за трибуной СМИ, несистемная левая политика практически лишилась последнего, что у нее оставалось – «трибуны улицы».

К примеру, если ежегодные первомайские акции коммунистов 2000–2001 гг. проходили на Манежной площади, на той ее части, где располагается памятник Г. К. Жукову, то уже в 20022003 гг. митинг и демонстрация левых были перенесены к Лубянской площади. Кстати, первым шагом к «деполитизации» Манежной площади, да и вообще самого центра столицы, явилось открытие мэром Москвы Ю. Лужковым подземного торгового комплекса «Охотный Ряд». С этого началось постепенное и методичное вытеснение левой оппозиции из исторического центра Москвы: линия «улично-политического фронта» сдвигалась все дальше и дальше от Красной площади и Кремля. Режим, в прямом смысле этого слова, отвоевывал себе жизненное пространство «клочок земли за клочком», чувствуя дыхание политической улицы. В физическом присутствии коммунистов в непосредственной близости к символическому «центру власти» система ощущала себя очень некомфортно.

Вторая чеченская война, начавшаяся осенью 1999 года, и продолжившаяся вплоть до лета 2000-го, ее последствия, как важный фактор внутренней политики первых лет президентства Путина, встретила негласную поддержку значительного числа тех, кто причислял себя к левому флангу российской политики.

Движение «Трудовая Россия» Виктора Анпилова решительно осудило чеченскую кампанию Путина, присоединив свой голос к меньшинству левого сегмента российской политики, руководствуясь базовыми принципами ленинской национальной политики, марксистского понимания национального вопроса и пролетарского интернационализма. Такую же оценку в 1995–1996 годах «Трудовая Россия» дала Первой Чеченской войне, развязанной окружением Ельцина.

В статье «Реванш партии войны» (декабрь 1999 г.) Анпилов пишет: «Оставаясь на позициях пролетарского интернационализма, что и было записано в Манифесте Сталинского блока, мы обязаны были безо всякой оглядки разоблачить войну на Кавказе как продолжение преступного передела собственности советских народов, как войну нефтяных магнатов за контроль и неслыханное обогащение на транзите каспийской нефти. Человеку труда в любой части России от той нефти ничего не перепадет, а сыновей рабочих и крестьян в угоду безродных банкиров будут убивать. Пусть Чубайс, Сванидзе и прочая обвиняют кого угодно в "предательских ударах в спину российской армии". Мы – за прекращение безумной бойни и за вывод российских войск с территории Чечни. Хватит прикрываться словесами о борьбе с международным терроризмом, как это делает мировой разбойник – США! Пусть чеченцы самоопределятся: хотят отделиться от России – вольному воля!»

И через месяц (январь 2000 г.), накануне президентских выборов, позиция лидера «Трудовой России» неизменна. В статье «Собчачьи уши "патриота" Путина», он пишет: «Позиция Совета Федерации укрепила намерение Путина добиваться решения конфликта на Кавказе жестким военным путем. Мочить всех подряд! А ради чего? Ради того, чтобы кремлевская мафия задушила чеченскую мафию, угрожавшую полностью отрезать Кремль от бакинской нефти, которая потекла бы тогда не через российскую территорию, а через грузинскую и турецкую – на Запад. Короче, война развязана и идет в интересах мафии, а рабочие и крестьяне расплачиваются за нее кровью своих сынов. И все это под аплодисменты "патриотической" оппозиции».

На фоне «патриотической» истерии проходили выборы президента РФ 26 марта 2000 года. «Путин на подлодке», «Путин за штурвалом самолета» – вся мощь пропагандистской машины российской олигархии была направлена на создание образа идеального, безупречного кандидата в президенты. По меткому выражению самого Бориса Березовского: «Дайте нам один телеканал, и мы за полгода сделаем президентом России обезьяну!».

Результаты не заставили себя долго ждать. Путин одержал победу на выборах уже в первом туре. Кандидат в президенты от КПРФ Г.Зюганов в очередной раз признал свое поражение. По некоторым данным, у него были весомые основания требовать пересчета голосов и второго тура.

Примерно с этого периода, конец 1999 – начало 2000 гг., началось стремительное падение влияния, и роли, «системных коммунистов» в российской политике. Продолжалось оно вплоть до 2005 года, усугубившись затем расцветом сурковской «суверенной демократии». В это же время, в первые годы нулевых, параллельно со снижением фактора КПРФ, выросло значение неформального молодежного леворадикального движения, апогеем которого стало направление «Марш Антикапитализм».


С этой книгой читают
Наше знание текущих процессов в Закавказье неглубоко, а не столь уж давнее прошлое новых независимых государств вообще неизвестно. Однако необходимо понимать, на каком историческом фундаменте грузинские, армянские и азербайджанские историки выстраивают сейчас образ прошлого, с энтузиазмом выполняя политический заказ. Вместо объективного исследования в бывших советских республиках доминирует процесс создания новых исторических мифов. Ведущим предм
В XX веке мир бурлил национально-освободительными войнами, революциями, военными переворотами и крупными международными скандалами. Холодная война оставалась холодной лишь для крупных держав, но выливалась в кровавые конфликты по всему мируЛевые активно участвовали во всех этих событиях. Речь и о бунтующих студентах Запада, и о молодых партизанах Латинской Америки, Индокитая и арабского мира.В этой книге собраны работы виднейших представителей ле
В книге, посвященной истории российской религиозной и политической мысли Раннего Нового времени, Гэри Хэмбург показывает, что путь России к просвещению начался задолго до того, как Петр Великий распахнул окно в Европу. Исследуя широкий круг произведений, автор помогает увидеть, каким образом российское просвещение послужило предпосылкой для расцвета таких писателей XIX века, как Федор Достоевский и Владимир Соловьев.Гэри Хэмбург, профессор истори
Ричард Пайпс (1923–2018) – известный историк, написавший несколько десятков книг о России. Главной темой его исследований были особенности русской истории, определяемые географией и климатом нашей страны, и в связи с этим отличия российской цивилизации от западной.В данной книге описывается становление и развитие Московского царства, которое на протяжении более двухсот лет росло в среднем на 35 000 квадратных километров в год. Как это повлияло, –
Повесть «Призвание» и рассказы, включенные в новую книгу Сергея Климковича «А в полку том жили-были…», написаны им в первые годы работы в качестве журналиста в военном информационном агентстве.Каждый рассказ – чья-то судьба, в которой есть свои радости и разочарования, взлеты и падения. Будни военнослужащих с железной дисциплиной и соблюдением устава накладывают отпечаток на поступки и характеры. Ведь это уже не детская игра в оловянных солдатико
Автор пишет Пушкину письма и иногда получает ответы в шутливой форме. Представлены также иронические стихи и любовная лирика.
Третья книга серии Бастард Ивана Грозного.В Приазовье и устье Дона построены крепости и отбиты первые попытки турецкого флота их разрушить. Главный герой концентрирует своё внимание на южных рубежах Родины, а на северных территориях грядёт гражданская война. Внешние враги тоже не дремлют. Ватикан и Англия готовят интервенцию в Архангельске.
Героиня книги Иоанна принимает участие в реалити-шоу "Черный замок", участники которого должны жить в условиях средневековья – без электричества, сами готовить на огне и заниматься всевозможными магическими и архаичными вещами. Их постоянно снимают телевизионные камеры, и показ идет в режиме он-лайн, но участники видеть программу не могут.И постепенно шоу становится все более зловещим и странным.