Церебральный инсульт является важнейшей медико-социальной проблемой, что связано не только с высокими показателями заболеваемости и смертности, но также с инвалидизацией пациентов, что определяет необходимость разработки эффективных стратегий реабилитации, направленных на повышение дееспособности и улучшение качества жизни миллионов выживших и членов их семей. Данные проведенных статистических исследований, анализирующие показатели постинсультного восстановительного периода, свидетельствуют о сохраняющемся после перенесенной церебральной катастрофы нарушении функции движения в руке у 70—80% пациентов, более поздние наблюдения сообщают о 48—57%. Наряду с этим, не менее чем у 50% пациентов, перенесших инсульт, отмечается снижение когнитивных функций, что определяет значительную нагрузку на семью больного и общество, в целом. Таким образом, у многих пациентов после инсульта имеются как нарушения функции движения верхних конечностей, так и когнитивные расстройства, что является предметом особого внимания при построении реабилитационных программ после инсульта [1].
Современные лечебные комплексы предполагают, как правило, комбинированное воздействие на пациента с учетом неврологического дефицита, имеющегося у больного. Используются многообразные существующие на сегодняшний день физические факторы; технологии, направленные на коррекцию не только двигательных расстройств, но и постинсультных когнитивных нарушений, включающие сложные высокотехнологичные методы, с применением виртуальной реальности, компьютеризированных систем тренировки, транскраниальной магнитной стимуляции, интерфейса мозг-компьютер-экзоскелет, терапию наблюдения за действием (метод визуализации движений; активная визуализация), нервно-мышечную электрическую стимуляцию, электромиографическую биологическую обратную связь, CI-терапию (терапию, индуцированную ограничением), физические тренировки, в том числе с проприоцептивной нервно-мышечной стимуляцией (PNF), а также поддержкой виртуальной реальности, функциональную электрическую стимуляцию, а также традиционные нейропсихологические тренинги в индивидуальном и групповом курсе, иглорефлексотерапию, кинезиотерапию и другие методы [2,3].
Тем не менее, вышеупомянутые методы нейрореабилитации, все-таки, остаются недостаточно эффективными для одновременного восстановления двух и более функциональных расстройств и поиск новых подходов, по-прежнему, представляется чрезвычайно актуальным.
В настоящее время одной из перспективных технологий является зеркальная терапия (ЗТ), основанная на механизме согласования движения, наблюдения и выполнения, предполагающая новую стратегию функциональной реабилитации после инсульта.
Зеркальная терапия – это метод восстановительного лечения с использованием зрительной биологической обратной связи (БОС). Посредством устанавливаемой зеркальной зрительной БОС осуществляется стимулирующее действие на нейроны головного мозга, влияющее на их электрическую активность и возбудимость, что способствует ремоделированию процессов функционирования мозга, восстановлению утраченных функций.
В последние годы зеркальная иллюзия восприятия движения активно изучается. Метод зеркальной терапии был впервые предложен в конце двадцатого столетия Вилаянуром Рамачандраном для лечения фантомных болей. Позже группа ученых под его же руководством представила работы по восстановлению функции движений паретичных конечностей после инсульта на основе зеркальной терапии.
На сегодняшний день принцип зеркальной терапии заключается в понимании восприятия движения собственного тела, связанного не только с проприоцептивными сигналами от мышц и сухожилий, но и со зрительной информацией. Среди возможных механизмов действия зеркальной терапии выделяют: возможность, используя визуальную БОС, соединять посылаемую эфферентную команду с положительным зрительным подкреплением, что способствует «переучиванию выученного компонента» пареза или боли, происходит растормаживание структурно сохранных, но функционально неактивных нейрональных сетей в сенсомоторной коре пораженного полушария; возможность с помощью зрительной БОС от здоровой «зеркальной» конечности непосредственно влиять на состояние сенсомоторной коры пораженного полушария; возможное задействование ипсилатеральных проводящих путей; активацию зеркальных нейронов как при выполнении действия, так и при наблюдении за действием.