Умение снимать начинается с умения видеть. Именно видеть, смотреть умеют все здоровые люди. А видеть, с точки зрения фотографа, – это умение отбирать в окружающем мире островки того, что будет интересно не только тебе, но и другим людям. Такого рода отбор, естественно, субъективен, но родственные души, а соответственно и потенциальные зрители есть даже у начинающего фотографа.
Однако современный зритель измучен визуальной информацией: на улице рекламой, дома телевизором, у многих есть фотоаппараты, почти все снимают мобильниками. Задержать взгляд человека на чужой фотографии можно только в течение первых секунд просмотра и только в том случае, если он сумеет мгновенно прочитать послание автора снимка или заметит его формалистическую необычность. Зритель словно обращается к фотографам с безмолвным вопросом: «Чем удивлять будете?» И если вам довелось испытать что-то вроде эстетического восторга в процессе съемки, а получившаяся картинка никого не тронула, значит, вы не смогли донести свои впечатления до зрителей, не смогли зафиксировать и перенести на плоскую поверхность фотографии то, что объемно воспринимали ваши глаза. Без труда ремесло фотографа освоить не удастся. Знания и навыки не падают с неба вместе с эмоциональной чувствительностью, однако грамотно выстроенная фотография, не гарантируя любви аудитории, даст надежду на понимание.
Если вы хотите, чтобы ваши снимки останавливали внимание зрителя, удивляли красотой и оставались в памяти, необходимо освоить специфический язык, который используется фотографами. Умение построить кадр так, чтобы все его элементы составляли единое гармоничное целое, – только часть знаний и навыков, необходимых фотографу, но это очень важная часть.
Композиция (от лат. compositio – соединение, составление) в применении к фотографии означает размещение на плоскости снимка всех его элементов так, чтобы они составили органичное целое.
Машинописный лист формата А4 и рамки видоискателя большинства фотоаппаратов объединены одним общим признаком – соотношение их сторон примерно три к четырем, что соответствует закону золотого сечения, то есть гармонической пропорции. Выпускаются и другие камеры: многие среднеформатные имеют квадратное соотношение сторон кадра, панорамные 2×1, что не мешает их владельцам компоновать в рамках такого видоискателя красивые картинки. Но чаще приходится строить будущий кадр, глядя в глазок видоискателя с классическим соотношением сторон кадра.
Фотограф, наблюдающий за происходящим через глазок видоискателя, подобен лошади с шорами на глазах – он не видит ничего за пределами рамки кадра. Поэтому перед съемкой, хочешь не хочешь, а придется выбрать в окружающем мире островок, подходящий для увековечивания. Должен признаться, что сделать выбор бывает совсем непросто.
В Норвегии, где я был в составе группы, мы спешили на последний паром, когда случился необыкновенно красивый рериховский закат. Следующего парома пришлось бы ждать до утра. Размышлять было некогда еще и потому, что солнце закатилось за линию горизонта за полчаса до момента съемки, краски успели потускнеть и вот-вот могли совсем потухнуть. Фото 1 и 2 пришлось снимать, не отходя от машины.
Фото 1. «Норвежский закат»
Камера Nikon D3s
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF
Чувствительность 250 ISO
Выдержка 1/160 сек.Диафрагма 6,3
Экспокоррекция – 0,67 EV
Фокусное расстояние 24 мм
Машина тормознула в промежутке между двух домов. Закат был хорош сам по себе, и первым делом мне захотелось избавиться от переднего плана. Однако норвежские домики напомнили мне наши «очень щелевые общаги» времен комсомольских строек, возводившиеся как временные сооружения, но и полвека спустя не отпускавшие своих пленников. Приглядевшись поближе, понял, что дома тут основательные, ухоженные и напоминают детские рисунки: веселенькие, простенькие, без затей. Левый подмигивал мне окошками, отражавшими свет неба. Его вагонка, выкрашенная финским пинотексом, слегка зеркалила, оживляя мрачноватую поверхность стены. Солнце из-за горизонта лизало малиновыми лучами облако надо мной. Получалась картинка сурового, мрачноватого заката. С моей точки зрения, страна воинственных викингов только так и должна выглядеть.
Собираясь забраться на сиденье джипа, чтобы ехать дальше, я уткнулся глазами в остекление задней дверки. Там, как в зеркале, отражалось все, что я только что снял. Появилась возможность снять сразу два заката (см. фото 2). Как полезно, однако, повертеть головой, прежде чем зачехлить камеру!
Фото 2. «Норвежский закат с отражением»
Камера Nikon D3s
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF
Чувствительность 250 ISO
Выдержка 1/200 сек.
Диафрагма 6,3
Экспокоррекция – 0,67 EV
Фокусное расстояние 24 мм
Проехав каких-нибудь пятьдесят метров, я снова заверещал от восторга. Машину остановили еще раз. Подбежав к берегу, снял лодочку (см. фото 3). Эти случаи и множество подобных позволили поразмышлять о значении точки съемки и о том, как первичный выбор объекта влияет на результат съемки вообще.
Фото 3. «Норвежский закат с лодочкой»
Камера Nikon D3s
Зум AF-S Nikkor 24—70/2,8 D G ED IF
Чувствительность 1600 ISO
Выдержка 1/640 сек.
Диафрагма 6,3
Экспокоррекция – 0,67 EV
Фокусное расстояние 70 мм
Еще один вариант того же заката. Сменилась точка съемки: камера спустилась вместе со мной на несколько метров ниже, почти до уровня моря. Исчез передний план. Изменилось фокусное расстояние объектива: первые кадры (фото 1, 2) снимались широкоугольником, а третий кадр – телеобъективом. Я просто поменял угол зрения того же зума, и он охватил меньшее пространство перед собой, чем в двух первых вариантах этого сюжета. Пришлось поднять чувствительность, чтобы получить возможность снять с короткой выдержкой и добиться удовлетворительной резкости на всю глубину кадра. Мне, как родителю, все дети кажутся прекрасными и неповторимыми. Я не смог ни одного из трех выбросить в корзинку.