Юлия Кувалдина - Компромисс как способ разрешения уголовно-правовых конфликтов в России. Монография

Компромисс как способ разрешения уголовно-правовых конфликтов в России. Монография
Название: Компромисс как способ разрешения уголовно-правовых конфликтов в России. Монография
Автор:
Жанры: Монографии | Уголовное право | Юриспруденция
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Компромисс как способ разрешения уголовно-правовых конфликтов в России. Монография"

Настоящая работа представляет интерес как для теоретиков, так и для практиков. Автор попыталась разобраться в причинах не только интенсивного развития компромиссных моделей судопроизводства в современном законодательстве, но и в причинах разного отношения правоприминителя к подобным процедурам.

В работе предпринята попытка разработать концептуальные основы компромиссных уголовных производств, определить их правовую природу и место в системе уголовного процесса, разграничить основание и условия применения, определить процессуальный порядок и последствия использования, выделить категории дел, по которым которых возможно компромиссное производство, установить ограничения на их применение в зависимости о процессуального статуса лица, совершившего преступление, высказаны предложения по внесению комплексных изменений в уголовно-процессуальное законодательство, направленных на совершенствование компромиссных моделей судопроизводства.

Для студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава юридических вузов, научных сотрудников.

Бесплатно читать онлайн Компромисс как способ разрешения уголовно-правовых конфликтов в России. Монография


Выполнено при поддержке РГНФ, проект № 13-13-63003

Предисловие

Одним из направлений формирования правового государства в России стала реформа уголовного правосудия. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. «О концепции судебной реформы в РСФСР», Конституция 1993 г., международно-правовые акты о правах и свободах личности определили вектор реформы – устройство уголовного процесса на основе демократических начал отправления правосудия: состязательности, презумпции невиновности, осуществления правосудия только судом, охраны прав и свобод личности в уголовном процессе. Переломным моментом в судебной реформе послужило принятие 22 ноября 2001 г. УПК РФ, который в соответствии с новым духом Конституции определил назначение и сущность уголовного процесса, систему принципов, порядок досудебного и судебного уголовного производства. В новом УПК получила признание идея о том, что судебная власть есть хранительница мира, прав и свобод личности, обеспечивающая законность и справедливость. Судебная власть наделена особой функцией социального арбитража, исключительным полномочием разрешать возникающие в сфере права социальные конфликты с использованием для этого процессуальной процедуры, при наделении сторон равными правами. При этом содержанием судебной процедуры является не только применение от имени государства уголовной репрессии к лицам, нарушившим уголовный закон, но и разрешение уголовно-правового спора на основе компромисса между его участниками.

Судебная реформа подготовила почву для развития в науке идеи компромисса как способа урегулирования уголовно-правовых конфликтов и связанных с ней проблем совершенствования процессуальной формы. В основе уголовно-правового компромисса лежит диспозитивное право сторон влиять на принятие итогового решения по уголовному делу. При этом в зависимости от меры свободы распоряжаться этим правом процессуалисты используют для характеристики компромиссных моделей судопроизводства разные термины – согласие, консенсус, конвенция, сделка.

Кризисное состояние уголовной юстиции, возникшее вследствие финансового, кадрового, материально-технического дефицита, потребовало внедрения в современное уголовное судопроизводство новых форм, которые способствовали бы повышению его эффективности, обеспечению права каждого на свободный доступ к справедливому и скорому правосудию. Одним из таких способов стало закрепление в УПК РФ институтов прекращения дела в связи с примирением сторон (ст. 25) и деятельным раскаянием (ст. 28), особых порядков принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (гл. 40) и заключении досудебного соглашения о сотрудничестве (гл. 40.1). Однако применение не всех названных процедур проходит одинаково успешно. Если особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением получил широкое применение как в мировых, так и федеральных судах, то в связи с примирением сторон уголовные дела прекращают чаще в мировых судах, реже – в федеральных, и совсем неохотно – в досудебном производстве. Крайне редко практикуется прекращение уголовных дел в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК). Все еще осторожным остается отношение практиков к институту досудебного соглашения о сотрудничестве. Практическая реализация компромиссных процессуальных форм усложняется и вследствие отсутствия единого подхода к пониманию их сущности и места в уголовном процессе, оснований, условий и пределов применения, пробельности и непоследовательности правового регулирования. И среди теоретиков нет единого мнения о соответствии компромиссных процедур цели, задачам и принципам, типу современного российского уголовного процесса, о направлениях их дальнейшего развития. С учетом сказанного, проблема развития и совершенствования компромиссных уголовно-процессуальных форм нуждается в тщательном изучении и является весьма актуальной.

Глава 1

Сущность и предпосылки развития компромиссных способов разрешения уголовно-правовых конфликтов

§ 1.1. Компромиссная процедура как особая процессуальная форма разрешения уголовно-правового конфликта

Действующий УПК РФ, наряду с обычной, предусматривает дифференцированные уголовно-процессуальные формы. В некоторых из них реакция государства на преступление вследствие достигнутого сторонами компромисса отличается от традиционной. Речь идет об институтах, предусмотренных статьями 25, 28, 28.1, а также главами 40 и 40.1[1].

Конфликт и компромисс являются сложными понятиями, требующими аккумулирования знаний различных наук: психологии, социологии, криминологии, конфликтологии, уголовного права[2]. Мы остановимся лишь на некоторых моментах, которые позволят уяснить саму суть компромисса как способа разрешения уголовно-правового конфликта.

Термин конфликт употребляется в значении столкновения, серьезного разногласия, спора[3]. Совершение преступления – виновного общественно опасного деяния, посягающего на охраняемые публичным правом общественные отношения: права и свободы личности, собственность, экономическую систему, общественный порядок, общественную безопасность, конституционный строй, государственное управление, безопасность государства, мир и безопасность человечества. Нарушение уголовно-правового запрета порождает противоречия между интересами совершившего преступление лица и интересами государства, общества, физического или юридического лица, связанными с нормальным функционированием указанных отношений[4]. Для разрешения уголовно-правового конфликта требуется восстановить, компенсировать или в иной форме защитить нарушенные преступлением блага, подвергнув субъекта, посягнувшего на эти блага, соразмерному вине порицанию[5]. Полномочие по разрешению уголовно-правовых конфликтов традиционно принадлежит государству. Поэтому государство, независимо от того само ли оно, общество, отдельный гражданин или организация пострадали в результате совершения преступления, является участником уголовно-правового конфликта. Совершение преступления порождает, с одной стороны, право государства требовать от лица, совершившего преступление, понести ответственность за содеянное, с другой – обязанность обеспечить защиту прав и интересов потерпевшего[6]. Вместе с тем и у лица, совершившего преступление, возникает право на защиту от необоснованного ограничения его прав и свобод в процессе возложения на него мер уголовной ответственности.

Обращение к уголовно-процессуальным системам различных стран показало, что разрешение конфликтов в сфере уголовной юстиции происходит двумя способами – путем использования традиционных уголовно-процессуальных средств – уголовного преследования и наказания, или путем достижения компромисса между сторонами. Первый способ характерен для стран, уголовный процесс которых тяготеет к обвинительному типу


С этой книгой читают
Коллективная монография посвящена функционированию массмедиа в среде учащихся и преподавателей: выбору источников информации, режиму потребления, влиянию агентов социализации на взаимоотношения со СМИ, а также проблемам информационно-психологической безопасности всех участников коммуникационных процессов.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
В книге раскрыто содержание труда руководителя образования в 21 веке: специфика вхождения в должность; создание автономной социальной системы; развитие организационной культуры личностного и профессионального становления; управление изменениями; разработки и внедрения кадровой политики; управление качеством образования и процессом выполнения работы учителя; обучение, вовлечённость и мотивация персонала; развитие демократии и доверия в организации
В монографии на основании проведенного комплексного исследования феномена научно-технической революции (НТР) разработана атрибутивная концепция НТР. Автор формулирует и обосновывает атрибуты НТР (фундаментальные признаки, направления, этапы, тенденции, активные и пассивные зоны, базисные технические средства познания, негативные и позитивные трансформации зон, движущие силы) и закономерности их связей. Обосновывается вывод о двух НТР в мировой ис
От автора. Если бы сегодня меня спросили, а каким читателям адресованы мои стихи, я бы, не задумываясь, ответил словами поэтессы Ренаты Мухи – бывшим детям и будущим взрослым.
Расставшись с женихом, Стейси Уэйкфилд переехала в другой город и начала свой бизнес. В ее разбитом сердце и плотном графике не было ни времени, ни места для мужчин, пока дом по соседству не купил отставной военный Трой Раштон. Ранение, оборвавшее его армейскую карьеру, сделало Троя угрюмым и замкнутым, но сила его характера произвела на Стейси впечатление. Устоит ли она перед искушением узнать нового соседа поближе?
Когда мы закрываем глаза, жизнь не останавливается. Наша душа устремлёно летит в туннель сновидений, лишь только тело, как сосуд ожидает нашего возвращения. Никто не знает, куда занесут следы, и кем мы будем в тех измерениях. Может кто-то из нас станет героем чужих земель или наоборот изгнанником? Так, просыпаясь и засыпая изо дня в день, приходим к пониманию, что проживаем сразу несколько жизней, только в разных параллелях – не так уж и далёких
Алиса Бойко – талантливейший учёный, но грешит чудачествами. Потому вместе с ней на международную научно-практическую конференцию отправляют охранника Алексея Ивашова, дабы тот присмотрел за ценным кадром. Ценный кадр, пообщавшись с не менее одарённым коллегой, наталкивается на открытие, способное перевернуть мировую техническую отрасль. Но работают коллеги на разных предприятиях, и Алексей опасается, что конкуренция приобретет криминальный оттен
Молодой солдат попадает в самую гущу военных действий, из которой он чудом выходит живым. Но впереди ему ещё предстоит разобраться с оставшимися врагами и, что самое главное, понять самого себя. Солдат задаётся вопросами о целях войны и последствиях своих действий, попутно встречаясь лицом к лицу с заключительным испытанием, с тем, кто держит пистолет. Рассказ без имён и лиц, только бесконечно длящийся кошмар – война.