Татьяна Кухаренко - Король Людвиг II Баварский. Драма длиною в жизнь. 1845—1886

Король Людвиг II Баварский. Драма длиною в жизнь. 1845—1886
Название: Король Людвиг II Баварский. Драма длиною в жизнь. 1845—1886
Автор:
Жанры: Общая история | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Король Людвиг II Баварский. Драма длиною в жизнь. 1845—1886"

Людвиг II (1845—1886) – самый известный и популярный король Баварии, покровитель искусств, меценат композитора Рихарда Вагнера, создатель таких архитектурных шедевров, как замок Нойшванштайн, дворцов Линдерхоф и Херренхимзее. Людвиг II, как и хотел, остался для своих современников и будущих поколений «вечной загадкой для себя и других». Вокруг личности короля до сих пор ходит множество слухов и легенд. Пацифист Людвиг II против своей воли был вовлечен в войны за объединение Германии, это принесло ему тяжелые страдания, отчего он все больше отдалялся от окружающего мира и строил свой мир грез, становясь «теневым королем без власти».

В книге, основанной на широкой документальной базе, развенчиваются мифы о безумии, странном поведении, аполитичности, таинственной смерти монарха.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Король Людвиг II Баварский. Драма длиною в жизнь. 1845—1886


© Кухаренко Т., 2024

© «Центрполиграф», 2024

© Художественное оформление, «Центрполиграф», 2024

Предисловие

Король Людвиг II, как и хотел, остался для своих современников и будущих поколений «вечной загадкой для себя и других». Уже прошло довольно много времени со дня смерти предпоследнего короля-романтика Людвига II, одного из самых известных и популярных монархов Баварии, покровителя искусств и мецената композитора Рихарда Вагнера, создателя таких архитектурных шедевров, как замок Нойшванштайн, дворцов Линдерхоф и Херрехимзее. Вокруг личности Людвига II до сих пор ходит множество слухов и легенд. Некоторые мифы и теории порождает народная фантазия, они мощно фиксируются в сознании людей, и их принимают за истину. Экстравагантная жизнь самого Людвига и его таинственная смерть способствовали порождению всевозможных домыслов, которые не утихают и поныне.

Вступивший на престол юный король Людвиг II, после внезапной смерти своего отца Максимилиана II, был конституционным монархом, однако был воспитан как король по милости Божьей и глубоко проникнут идеями абсолютизма. «Дай Бог, чтобы независимость Баварии была сохранена; если нет, если мое представительство во внешней политике исчезнет, если нам придется встать под прусской гегемонией, тогда прочь, теневым королем без власти я не хочу быть!» – писал Людвиг незадолго до создания Германской империи. Ограничение баварского суверенитета после создания Германской империи стало главной причиной постепенного отхода короля в уединенность и построения своего архитектурного «виртуального мира» посреди «божественной свободной природы, где на открытых горных высотах душа ближе к Творцу». Строительная деятельность короля способствовала развитию архитектуры, ремесел, технических инноваций, привнесла экономический подъем сельских регионов Баварии.

Чем больше Людвиг II был вынужден уступать империи оставшиеся свои права и терять реальную власть, тем больше усиливалась его концепция об абсолютном правлении, которую он не мог воплотить в реальность. С 1880-х годов стал заметен отход короля Людвига от своих представительских обязанностей и сокращение личного контакта с министрами, что стало результатом глубокого отчаяния от своего ограниченного положения как короля, его внутреннего конфликта между идеалом абсолютного правления и невозможностью изменить произошедшие политические события. Недоверие к Патриотической партии толкало Людвига II на сближение с либералами, но и по отношению к ним он стоял как бы в стороне, раздираемый своими противоречивыми взглядами. В 1886 году представители Патриотической партии не оказали поддержку монарху, а либеральное министерство отстранило короля Людвига II от власти.

Дядя короля, принц Луитпольд, и его сыновья с помощью баварских министров, а также при поддержке и попустительстве прусских властей воспользовались психиатрией как инструментом для отстранения от власти неугодного для них правителя, не дав ему даже возможности добровольно отказаться от престола, и совершили таким образом государственный переворот. Не проведя личного обследования и диагностики Людвига II, психиатр Бернхард фон Гудден составил одностороннее сомнительное ненаучное медицинское заключение о Людвиге II, которое было заранее запланировано семьей Луитпольда и министрами. Учитывались показания необъективных свидетелей, что намеренно обосновывало только отрицательный прогноз, а достоинства, навыки, знания и достижения короля Людвига не учитывались. Честолюбивые министры, психиатр и семья Луитпольда собрали все, что только можно было собрать отрицательного о Людвиге II, чтобы объявить его недееспособным. Полная безответственность привела к печальным последствиям. Это был не единичный случай в истории, когда власти привлекали в помощь психиатрию в политических целях.

1 августа 1886 года замки короля Людвига были открыты для общественности, и с тех пор их ежегодно посещает 1,5–2 миллиона туристов, принося процветающей Баварии огромный доход. Несмотря на громадные потрясения кровавого XX века, замки устояли, а вложенные в них королем финансы стали разумным вкладом в развитие баварского края. Король Людвиг II верил: «Как для меня сегодня, так и для многих других людей наступит время, когда они будут страстно искать те места, где во времена современной культуры, техники, жадности и спешки еще существуют уголки без шума, суматохи, дыма и пыли на этой земле».

Цель данной книги – развеять многие мифы, сложившиеся вокруг баварского короля, снять с него нелепые обвинения и многочисленные стереотипы о его безумии, странном поведении, гомосексуализме, аполитичности. В данной книге не так широко представлены Рихард Вагнер и история замков Людвига – все это читатель найдет в чудесных работах историка Марии Залесской, биографиях Рихарда Вагнера, Людвига II и книгах о его замках. Эта книга закрывает недостающие пробелы о политической деятельности короля Людвига, о вовлеченности короля против своей воли в Австро-прусскую и Франко-прусскую войны, чуждые его миролюбивой натуре, о его вкладе в создание Германской империи, принесшем ему тяжелые страдания, от чего он не оправился до конца своих дней, погружаясь все больше в свой мир грез и становясь «теневым королем без власти», которым он не желал быть; в книге раскрывается жизнь короля Людвига, его взаимоотношения с людьми, где всплывают любовь, дружба, разочарования, политические интриги и предательство. Также подробно разобраны финансовые проблемы, возникшие в ходе строительства замков, и другие причины, которые привели к трагедии.

Хочу выразить огромную признательность и благодарность историкам Марии Залесской и Николаю Яновскому за консультации, советы, исторические материалы, поддержку, интересные беседы на исторические темы. Книги Марии Залесской меня вдохновили изучить подробнее биографию баварского короля. И чем больше я погружалась в исследование, тем больше и больше вставало передо мной вопросов, на которые я искала ответы, и пришло понимание написать расширенную биографию короля Людвига II, показать его политическую деятельность, и он действительно заслуживает того, чтобы о нем узнали значительно больше, ответить на вопросы, которыми задаются люди, пытаясь понять его жизнь.

Хочется отметить большую заслугу известного исследователя-людвиговеда, бывшего управляющего Нойшванштайном и, к сожалению, уже ныне покойного Юлиуса Дезинга в составленной им большой хронологии жизни короля Людвига (сборник писем, документов, публикации прессы, касающиеся биографии короля Людвига II). Составленная Дезингом хронология по Людвигу и его консультации помогли мне в написании этой книги.


С этой книгой читают
В книге Альберта Аспидова, как в фантастическом орнаменте арабесок, переплетены истории, посвященные самым разнообразным сторонам жизни старого Петербурга.Живо и занимательно автор рассказывает о церковных и светских торжествах, костюмированных балах и народных гуляньях, купеческих нравах и училищных порядках, дуэлях, дворцовых переворотах и событиях Русско-японской войны… Также вы познакомитесь с историей домов, дворцов, их обитателей и связанны
Зихао Сунь был легендарным китайским генералом, служившим династии Тан во время правления императора Тайцзуна (626—649 гг. н.э.). Он был известен своей исключительной боевой доблестью, тактическим гением и непоколебимой преданностью своему императору.
Предлагаемая книга посвящается светлой памяти Героя Союза ССР Льва Ефимовича Маневича, родившегося в беларусских Чаусах.
Индивидуализация – ключевой компонент становления обществ модерна наряду с капитализмом, индустриализмом, демократизацией, урбанизацией, секуляризацией, рационализацией и т. д. Этот процесс ускоряется в условиях модерна, формируя индивида, стремящегося к социальному равенству и свободе. Исторические перипетии этого движения индивида в обществах модерна являются предметом анализа и теоретической реконструкции, предложенной авторами.
«Авиатор и Стрекоза» – рассказ о необходимой и жестокой жертве, которой может стать собственная жизнь. Он не вправе говорить ей ничего, но свой жёлтый самолёт Авиатор всё-таки взрывает. Без неё, но для неё, для счастья своей Стрекозы…
«Однажды он помог Богу» – рассказ о погибающей Земле, о способности простого мальчишки спасти человечество. Старый рыбак рассказал ему, как он сам однажды помог Богу, как его страстные мольбы и искреннее желание хорошего стали той самой малостью, которой не хватало бородатому созданию, чтобы издалека различить семейную беду и выделить её важность из прочих своих божественных дел.
Погрузиться в мир порока. Отдаться душой и телом десяткам мужчин... Однажды вкусив этот плод уже невозможно остановиться, но передо мной поставили условие – выбрать себе мужа. Одного из многих. Отказаться от полигамии и согласиться эксклюзивные отношения. Меня такие условия не устраивают!
Дергаюсь с места, встаю между разгоряченными мужчинами, мокрыми от пота ладонями, упираюсь в тяжело вздымающиеся грудные клетки. Одной рукой касаясь Германа, а другой Марка. И ведь, лучше бы этого не делала! От легкого, неумышленного соприкосновения с Крамером, по телу пробегает сильнейший разряд наэлектризованного тока, аж кончики пальцев покалывает. Уверена, это почувствовала не только я, но и он! — Не смей прикасаться ко мне! Не реком