За нахождение верного жизненного пути Рокфеллер благодарит отца. Тот участвовал во многих промышленных предприятиях и часто разговаривал с сыном на деловые темы. С детства Рокфеллер вел счетную книгу, куда записывал свои денежные приходы и расходы.
В возрасте примерно семи лет он под руководством матери сделал свой первый «бизнес». У него было несколько индюшек, которых он самостоятельно кормил и продавал. Расходы на корм покрывала мать, а вся выручка шла молодому Рокфеллеру, так что его накопления росли и предприятие процветало, что он и отмечал в своем бухгалтерском журнале.
Близкие и доверительные отношения в семье сочетались с дисциплиной: если дети норовили нанести урон репутации семьи, то воспитывались розгами.
Первоначально родители собирались определить Рокфеллера учиться в университет, но, когда тому исполнилось шестнадцать лет, отправили его на курсы бухгалтерии и торговли в Кливленд. Через несколько месяцев Рокфеллер окончил эту школу и стал искать работу. Без опыта брать на службу его никто не хотел, и поиски затянулись.
Когда его пригласили в фирму «Гевит и Теттл» учеником, Рокфеллер, видя в этом счастливый случай, согласился сразу же и на собеседовании даже не спросил о величине жалованья. Работа была в сфере оптово-комиссионной и экспедиционной торговли. В сравнении с другими учениками у него было преимущество благодаря урокам отца. Рокфеллер стал помощником бухгалтера с жалованьем 25 долларов в месяц, что его вполне устраивало, а когда его прямой начальник покинул фирму, Рокфеллер занял его место и за ведение бухгалтерии стал получить 500 долларов в год.
Это был основополагающий этап в его жизни. Считал и писал он не лучше других учеников, но поскольку он работал в конторе, то в его присутствии всегда велись деловые разговоры о планах развития предприятий и формировании схем сотрудничества. У фирмы был широкий круг коммерческой деятельности, и Рокфеллер косвенно обучался ведению бизнеса в сфере хозяйства, строительства, транспорта и аренды.
Позже ему поручили также ревизию счетов компании, и он стал разбираться, как что устроено внутри бизнеса. В обязанности входили проверка счетов, взыскание квартплаты и урегулирование счетов – таким образом Рокфеллер получил опыт делового общения с разнообразными людьми разных классов. Будучи в молодом и восприимчивом возрасте, он крепко усваивал все советы начальства и уроки жизни.
Через несколько лет Рокфеллер счел, что ему платят недостаточно, и решил организовать собственное предприятие подобного рода. Один молодой коммерсант в Кливленде как раз подыскивал компаньона для открытия дела.
Для участия нужно было вложить 2000 долларов, а Рокфеллер скопил к тому времени только около 800 долларов, поэтому обратился к отцу за помощью. Тот ответил, что каждому из своих детей по достижении 21 года собирается дать 1000 долларов, и если Джону нужны эти деньги уже сейчас, то он может выдать их с условием, что тот будет выплачивать с них десять процентов, пока не достигнет двадцати одного года. Иными словами, отец назначил ему процентную ставку, обычную для банковских кредитов того времени.
Рокфеллер-сын согласился и так стал младшим компаньоном фирмы «Кларк и Рокфеллер». Кларк занимался закупками и продажами, а Рокфеллер – бухгалтерией и финансами. Дело пошло хорошо, они взяли так много заказов, что стартового капитала в 4000 долларов не хватило для их обработки. Компаньоны стали искать банк, который выдаст кредит.
Рокфеллер обратился к знакомому директору банка Г. П. Гэнди, который знал его с детства. Волновался он зря: выслушав, зачем нужен кредит, банкир легко выдал 2000 долларов, взяв лишь расписку, и это проявление доверия особенно вдохновило Рокфеллера. Это положило начало долгому и доверительному сотрудничеству. Гэнди неоднократно выручал Рокфеллера на первых порах коммерческой деятельности, а намного позже, когда Standard Oil Company достигла финансовых высот, Рокфеллер и сам смог помочь старому товарищу, сыграв роль щедрого банкира.