Компания Google разработала крупнейшую в мире поисковую систему и стала одним из наиболее известных глобальных брендов. Основателей Google Ларри Пейджа и Сергея Брина прозвали Томасами Эдисонами от Интернета, имея в виду тот вклад, который они внесли в развитие науки и общества. Им удалось воплотить в практику свои оригинальные научные идеи, построить компанию с доходом в 20 миллиардов долларов и сформировать свой неповторимый стиль управления.
Судьба с самого рождения готовила Ларри и Сергея к роли победителей. У обоих отцы посвятили себя науке, оба выросли в среде технической интеллигенции и прекрасно успевали в школе, демонстрируя блестящие способности. Их преподавателями в Стэнфорде и наставниками в Силиконовой долине стали корифеи в области IТ-дисциплин.
Оба юноши, несомненно, обладали незаурядными способностями и предпринимательской жилкой, и, встретившись, каждый из них немедленно распознал потенциал другого, увидев в нем, словно в зеркале, свое отражение. Судьба вела их одной дорогой. Сохраняя внешний вид отличников-зануд, Ларри и Сергей уже на первых порах обнаружили подлинно деловые повадки. Они проявлялись в каждом их поступке и решении. В любой ситуации они неизменно поступали по-своему, зачастую вопреки общепринятым правилам, действуя с полной уверенностью, если не сказать – с осознанием своего неоспоримого права на подобные шаги.
* * *
Сергей Брин родился в Москве. Его семья ютилась в тесной квартирке площадью 32 квадратных метра. Ни по работе, ни в обыденной жизни взрослые члены семьи Бринов почти не видели перспектив на будущее. И тогда они решили покинуть страну. Когда Сергею только-только исполнилось шесть лет, его родители перебрались на постоянное место жительства в США. Михаил и Евгения Брин быстро нашли работу, соответствующую их образованию и способностям, и начали строить новую жизнь в штате Мэриленд, на границе с пригородом столицы США Вашингтона. Сейчас отец Сергея – профессор математики, читающий лекции в Мэрилендском университете, его мама – специалист Центра космических полетов при НАСА.
Сергея записали в начальную школу, где преподавание велось по системе Монтессори, состоящей в «свободном» методе обучения и специальных приемах для развития интеллекта и креативности. При поступлении мальчик все еще говорил с сильным акцентом, не оправдав надежд родителей, что быстро усвоит английский. И все же этот слегка застенчивый мальчуган приспособился к новой среде. Как вспоминает учительница в школе Монтессори, «Сергей не отличался особой общительностью, но всегда был достаточно уверен в себе, чтобы добиваться того, чего ему хотелось».
В девять лет Сергей получил от отца подарок – один из первых персональных компьютеров. В средних классах во всю силу проявились его математические способности. Он приступил к серьезному изучению математики в возрасте пятнадцати лет в колледже и, значительно опережая график учебы, вышел из стен средней школы, как только достиг нижнего предела возраста, позволяющего поступить в высшее учебное заведение. Далее Сергей получил магистерское образование в Мэрилендском университете и, завоевав стипендию Национального научного фонда Graduate Fellowship, позволяющую выпускнику продолжить обучение в любом высшем учебном заведении США, отправился в Калифорнию, в Стэнфордский университет. Главную привлекательность университету в глазах Сергея придавало близкое соседство с Силиконовой долиной и облюбовавшим ее сообществом венчурных инвесторов, активно осваивающих индустрию хай-тека.
* * *
Как и Сергей, Ларри Пейдж происходит из еврейской семьи. Его дед по материнской линии в свое время иммигрировал в Израиль. Второй дед Ларри был рабочим на одном из заводов Детройта. Их внука ждала другая жизнь: Ларри Пейдж вырос в Лансинге (штат Мичиган) в среде ученых, математиков и специалистов по электронно-вычислительным машинам. Его отец всегда был увлечен наукой и стал маститым профессором Университета штата Мичиган, а мать там же читала курс программирования. Когда Ларри было восемь, семья распалась, но родители после развода продолжали вдвоем воспитывать сына, и потому Ларри не был обделен ни материнской, ни отцовской заботой.
Первым домашним компьютером семья обзавелась еще в 1978 году (Ларри было тогда всего пять лет). Объем памяти машины составлял 32 килобайта, и старшему брату Ларри пришлось самому написать к нему операционную систему. В двенадцатилетнем возрасте Ларри Пейдж, уже тогда ощущавший в себе страсть к изобретательству, прочитал биографию Николы Теслы, что заставило его крепко призадуматься. При безмерном восхищении гением Теслы юный Пейдж был глубоко поражен тем, как несправедливо обошлась с ним судьба: великий изобретатель умер в возрасте восьмидесяти шести лет в полнейшем одиночестве, не имея ни гроша за душой. Тесла считается отцом современной физической науки и электротехники. Он стал первопроходцем и во многих других областях, включая робототехнику, беспроводную передачу сигналов и энергии на расстояние, радиообнаружение на расстоянии и информатику. Именно за Теслой после долгих споров был признан приоритет в изобретении радиопередатчика и приемника. При этом великому ученому недоставало коммерческой хватки, чтобы извлечь материальную выгоду из своих идей и изобретений, как не умел он и придумать им практического применения. В результате он достиг лишь малого по сравнению с тем, что мог бы при своем выдающемся научном потенциале. И у Ларри появилась мечта: проявить себя столь же творческой личностью и прославиться великими свершениями, изобретениями, которые изменят к лучшему мир и жизнь людей.
Ларри, так же как и Сергей, посещал начальную школу с преподаванием по системе Монтессори. Позже он поступил в Мичиганский университет, который окончил с отличием, получив степень бакалавра в области конструирования вычислительных машин. Дальше Пейдж отправился в Стэнфордский университет.
* * *
Когда Ларри явился в Стэнфордский университет на неделю открытых дверей, Сергей уже занимался там на втором курсе докторантуры. Его попросили провести ознакомительную экскурсию по кампусу для новичков. Вот тут-то эти двое и схлестнулись. Раз разговорившись, они немедленно принялись спорить буквально по каждому вопросу, о котором заходила речь. Каждый счел другого чересчур самонадеянным и заносчивым, однако спор увлекал, и они продолжали оживленно сыпать аргументами. Невооруженным глазом было заметно, что они в своей стихии. Несмотря на некоторую разницу в характерах, Ларри и Сергей быстро нашли общий язык. И хотя Сергей – явный экстраверт, а Ларри, напротив, тих, более сосредоточен на себе и немногословен, оба не чужды некоторых чудачеств и желания повеселиться.