Стальной король
Эндрю Карнеги – легендарный американский промышленник и филантроп, чьи инвестиции в производство стали сделали его одним из богатейших людей в мире. Мальчишкой он зарабатывал 1 доллар 20 центов в неделю. Спустя 50 лет, создав одну из крупнейших в мире сталелитейных корпораций, Карнеги стал обладателем состояния в 400 миллионов долларов (130 миллиардов в пересчете на наши дни). Из этой суммы Карнеги оставил в наследство только 25 миллионов. Остальное пожертвовал на нужды общества.
Будущий мультимиллионер родился 25 ноября 1835 г. в шотландском городке Данфермлине. Его отец, Уильям Карнеги, был ткачом, а мать, Маргарет Моррисон, – дочерью сапожника. Эндрю с малых лет был очень активным ребенком. В 10-летнем возрасте он уже помогал родителям, выполняя разные деловые поручения. Семейный бизнес Карнеги сильно пострадал, когда на смену ручным ткацким станкам пришли паровые. Заработки Уильяма Карнеги сильно уменьшились, и Маргарет пришлось вспомнить ремесло своего отца-сапожника. Она открыла лавочку в городе, чтобы помогать мужу содержать семью. По мере введения и совершенствования паровых двигателей дела мелких фабрикантов в Данфермлине стали ухудшаться еще больше. Отец Эндрю распродал свою мебель и ткацкие станки и перевез семью в Америку, в Аллегани-Сити.
≈≈
Финансовое положение семьи было плачевным, и 13-летний Эндрю закончил школьное обучение и пошел работать. Вместе с отцом он устроился на хлопчатобумажную фабрику. Его первый заработок составлял 1 доллар 20 центов в неделю. Через пару лет трудолюбивого и способного мальчика взяли рассыльным на телеграф в Питтсбурге. Как потом вспоминал Карнеги, это событие оказалось поворотным пунктом в его дальнейшей жизни: «Из темного подвала, где я, вымазанный сажей, возился с паровой машиной, я был перенесен на небеса, где среди солнечного света меня окружали газеты, перья, карандаши. Не было минуты в течение дня, когда я не мог бы научиться чему-нибудь новому… Было ощущение, что я стою на нижней ступеньке лестницы, по которой мне предстоит подниматься».
Вскоре Эндрю уже знал наизусть адреса различных торговых фирм, куда приходилось разносить телеграммы, а также их владельцев и других видных жителей города. Одним из них был полковник Джеймс Андерсон, который позволил Эндрю пользоваться его библиотекой. С тех пор Карнеги не расставался с книгой, которую читал каждую минуту, какую только мог урвать от своей работы. Впоследствии он счел своей обязанностью поставить памятник полковнику Андерсону, основателю бесплатных библиотек в западной Пенсильвании. Карнеги скажет: «Я на собственном раннем опыте пришел к тому, что сделалось моим убеждением впоследствии: для блага молодых девушек и юношей, обладающих хорошими способностями и стремлением к дальнейшему развитию, нельзя сделать более целесообразного употребления своим деньгам, нежели устраивая общественные библиотеки».
≈≈
Через год работы на телеграфе Эндрю научился телеграфировать, и за этим последовало повышение. В 16 лет его приняли на службу в качестве помощника телеграфиста. На работе Эндрю познакомился с Томасом А. Скоттом, начальником участка Пенсильванской железной дороги. Мистер Скотт предложил 18-летнему Карнеги занять у него место секретаря и телеграфиста с жалованьем 35 долларов.
Надо сказать, что Карнеги был очень бережливым. Он плохо одевался, не тратил попусту своих заработков, поскольку знал: дома нуждаются в каждом пенни. Вскоре одного из трех кормильцев семьи – отца – не стало. Со смертью отца Эндрю пришлось усиленно заботиться о семье. Его мать по-прежнему шила обувь, младший брат посещал школу.
Когда Томас Скотт был назначен вице-президентом Пенсильванской железной дороги, то на свое место порекомендовал 24-летнего Эндрю. Так Карнеги стал заведующим Питтсбургского отделения, его оклад вырос до 1500 долларов в год. Не забыл мистер Скотт о своем преемнике и в годы Гражданской войны. Он занимал должность военного
министра департамента перевозок и пригласил Карнеги в Вашингтон. Эндрю стал его помощником в департаменте военной железнодорожной и телеграфной службы. В начале войны это был один из самых важных департаментов. Карнеги имел возможность видеть, а иногда и общаться с президентом США Линкольном.
≈≈
Во время войны цена на железо поднялась до 130 долларов за тонну. Но главная проблема была не в дороговизне металла, а в транспортных условиях. Недостаток в новых рельсах был так велик, что в Америке стало опасно ездить по железным дорогам. Это навело Карнеги на мысль основать компанию по производству рельсов, и в Питтсбурге возник первый рельсовый завод.
Спрос на паровозы был в то время тоже очень большой, и Карнеги открыл Питтсбургскую паровозную фабрику, которая работала очень успешно и приобрела такую репутацию, что изготовленные на этой фабрике паровозы получили широкое распространение по всей Северной Америке. В 1906 г. акции этой компании номинальной стоимостью в 100 долларов продавались по 3000 долларов, т.е. в 30 раз дороже первоначальной стоимости. Компания достигла блестящих результатов, что служит достаточным доказательством правильности положения «производи только самый лучший продукт». Карнеги всегда придерживался этого правила.
≈≈
Еще одна блестящая мысль пришла в голову Карнеги во время работы в мастерских Пенсильванской железной дороги. Там он увидел первый маленький мост из железа, который на практике дал очень хорошие результаты. Карнеги пришел к убеждению,
что нельзя полагаться на деревянные мосты. Незадолго до того на участке Пенсильванской дороги сгорел очень важный мост, и движение было прервано на целых восемь дней. Карнеги понял: необходимо строить мосты из железа. В 1862 г. возникла Кистонская компания по постройке мостов. Почти ни одна из американских компаний по производству железнодорожных мостов не имела успеха, многие их сооружения обрушились, что повлекло за собой самые тяжелые катастрофы. Многие мосты оказались даже не в состоянии выдержать напор ветра. Но ни с одним из кистонских мостов не произошло подобного несчастья. Компания Карнеги применяла для постройки мостов только самый доброкачественный материал и никогда на этом не экономила. Рабочие компании сами производили необходимый чугун, а впоследствии и сталь, они сами были контролерами собственной работы. Если оказывалось, что компания не в состоянии построить совершенно безопасный мост, Карнеги предпочитал отказаться от работы.
≈≈
Все свободные деньги Карнеги вкладывал в свои заводы. С течением времени они значительно расширились и заняли главное место в производстве всех видов железных конструкций в Америке. Карнеги видел перед собой большое будущее и поэтому решил целиком посвятить себя металлургической промышленности, чтобы довести ее до возможного совершенства. К примеру, в 1870 г. в виде опыта на одном из заводов Карнеги построили первую доменную печь. Успех превзошел самые смелые ожидания: