Знаменитый полководец наполеоновских войн
Карл Клаузевиц, знаменитый прусский военный историк и полководец наполеоновских войн, первым сформулировал принципы стратегии в условиях высокой непредсказуемости, когда эффективное планирование невозможно, а получаемая информация ненадежна. Эта стратегия – для ситуаций, когда случай и слепая удача значат больше, чем расчет, когда проверенные временем правила приводят к чудовищному поражению, а сумасшедшие идеи могут принести победу.
Карл Клаузевиц родился 1 июня 1780 г. в Бурге близ Магдебурга в семье чиновника. В 1792 г. был зачислен в прусскую армию юнкером, в 1793 г. принял участие в войне с Францией. В 1801 г. поступил в военное училище в Берлине. После окончания училища был назначен адъютантом к принцу Августу Прусскому, вместе с ним попал в плен к французам в войне 1806–1807 гг. В 1810–1812 гг. преподавал военные науки наследному принцу прусскому.
В 1812 г. Клаузевиц поступил на службу в русскую армию и в течение всей Отечественной войны 1812 г. воевал, в сущности, против своей страны, Пруссии, которая была союзницей Наполеона. Однако в те времена военачальники служили не столько своей родине, сколько монарху, которому они присягали, и когда прусский король был сметен с престола «корсиканским чудовищем», офицер Карл-Филипп-Готфрид Клаузевиц перешел на сторону русского монарха и служил ему до тех пор, пока «узурпатор» не был изгнан из Пруссии.
В 1814 г. Клаузевиц вернулся в прусскую армию, участвовал в битве при Ватерлоо. В 1818–1830 гг. был директором Всеобщего военного училища. Умер Клаузевиц в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) 16 ноября 1831 г.
Самая знаменитая книга Карла Клаузевица – «О войне» – была опубликована супругой генерала после его смерти, в 1832 г. С тех пор она была переведена на десятки языков, переиздавалась сотни раз и стала фундаментом всей последующей науки о войне.
Интересно, что…
Лев Толстой был очень хорошо знаком с книгой Клаузевица «О войне» и его многотомным трудом «Война 1812 года в России». Историки находят много общего в описании Бородинского сражения у Толстого и у Клаузевица. Более того, Толстой ввел этого прусского генерала в свою эпопею «Война и мир».
Александр I наградил Клаузевица за участие в Бородинском сражении орденом Святой Анны и вообще регулярно повышал его в чинах. На службе в русской армии Клаузевиц прошел путь от офицера связи до начальника штаба корпуса.
В XIX в. была широко распространена историческая легенда о необыкновенных полководческих способностях Клаузевица. Согласно ей Клаузевиц был категорически не согласен с позицией прусских войск под Йеной и нарисовал принцу Альберту, как следует разбить армию Наполеона. После боя доска в качестве трофея досталась Наполеону. Посмотрев на чертеж, Наполеон якобы нахмурился и сказал: «Какое счастье, что мне не довелось сразиться с этим страшным человеком. Я был бы без сомнения разбит!»
Русский военный министр, участник реформ Александра II Дмитрий Милютин ввел в российских академиях обязательное изучение трудов Клаузевица. А в советских военных академиях в 20-е гг. прошлого столетия философия немецкого историка была приравнена по значению к открытиям Ньютона и Кеплера в физике и астрономии.
Ленин в свое шалашное укрытие в Разливе взял для чтения наряду с книгой Маркса «Гражданская война в Германии» книгу Клаузевица «О войне». Он почти полностью законспектировал ее в своей так называемой «Тетрадке».
Знаменитые афоризмы
Война – это продолжение политики иными средствами.
Война – неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков.
Пока противник не сокрушен, я должен опасаться, что он сокрушит меня: следовательно, я не властен в своих действиях, потому что противник мне диктует законы точно так же, как я диктую ему их.
Лучшая стратегия состоит в том, чтобы всегда быть возможно более сильным; это значит прежде всего – быть вообще сильным, а затем – и на решающем пункте.
Война – область опасности, мужество – важнейшее качество войны.
Война – область случайности: только в ней этой незнакомке отводится такой широкий простор, потому что нигде человеческая деятельность не соприкасается так с ней всеми своими сторонами, как на войне; она увеличивает неопределенность обстановки и нарушает ход событий.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru