Мастер дипломатической интриги
Монархи уходили – он оставался. Все коронованные особы Франции нуждались в уникальном дипломатическом даре этого человека. Шарль-Морис де Талейран, возглавлявший министерство иностранных дел Франции при трех режимах, вошел в историю как один из самых успешных и находчивых политиков мира. Его отличала феноменальная способность предчувствовать и опережать перемены, а дипломатическое дарование Талейрана позволяло ему завоевывать союзников в самых сложных политических ситуациях и находить выход из, казалось бы, неразрешимых конфликтов.
Детство Талейрана
Шарль Морис родился в бедной, но знатной семье. Родители были поглощены службой при дворе, младенца отправили к кормилице. Однажды она оставила малыша на комоде, ребенок упал и повредил ногу. На всю жизнь Талейран остался хромым. Травма ноги помешала мальчику поступить на военную службу. Родители решили направить сына на церковную стезю, в надежде сделать его епископом и сохранить под влиянием семьи Талейранов епископство Отен. Образование мальчик получил сначала в парижском коллеже Аркур, затем духовной семинарии и Сорбонне. В 1779 году он был рукоположен, и уже в 34 года стал епископом Отенским.
Епископ-революционер
Накануне Великой французской революции ситуация в стране была крайне напряженной и нестабильной. Генеральные штаты>1, созванные по велению короля Людовика XVI, вместо того, чтобы найти выход из острейшего финансового кризиса, в котором оказалось королевство, только усугубляли и без того запутанное положение. Талейран, избранный в 1789 году в Генеральные Штаты от духовенства, всё это прекрасно видел, понимал и потому с самого начала вёл рискованную игру: на шумных ассамблеях своего сословия – поддерживал требования буржуазии, но в то же время тайно вел переговоры с «партией власти», то есть – с высшей аристократией, поддерживающей Людовика XVI. Тем самым он оставлял себе запасной выход при любом развитии политической ситуации.
В интересах буржуазии Талейран развернул активную деятельность – работал в конституционном комитете, редактировал Декларацию прав человека и гражданина, инициировал декрет о национализации церковных земель, за что римский папа отлучил его от церкви. В интересах монархии – он вел тайные переговоры от имени королевской семьи, помогая многим коронованным особам скрыться от революции, грянувшей в 1792 году. Сам епископ кровавые и неспокойные революционные годы Франции предпочел провести в Америке, где активно изучал экономику и финансы. В сентябре 1796 года он принял решение вернуться во Францию и использовать новые возможности для активной дипломатической и политической деятельности.
Талейран-дипломат
Меньше, чем за год, Талейрану удалось сделать блестящую карьеру в новом правительстве Франции – революционной Директории. Поль Баррас, фактически руководивший Францией в то время, по достоинству оценил политическое и дипломатическое дарование епископа Отенского. Уже в 1797 году Талейран занимает пост министра иностранных дел и быстро создает эффективно работающий аппарат ведомства.
Однако, войдя в состав правительства, Талейран убеждается в том, что возможности, перспективы да и сам потенциал коррумпированной Директории были почти исчерпаны. Его внимание привлекает молодой, талантливый и амбициозный генерал Бонапарт, который почти все свое время проводит в военных походах и одерживает блистательные победы над армиями старых европейских монархий. Знаком он с Бонапартом не был, однако это не мешает ему написать доблестному генералу длинное письмо, умело пересыпанное тонкой лестью. Наполеон ему отвечает, и вскоре между ними начинается оживленная переписка… Поэтому нет ничего удивительного, что когда в 1799 году генерал Бонапарт совершает государственный переворот, Талейран становится одним из первых министров нового правительства. Он был министром Наполеона в период его восхождения и наивысших успехов и сыграл немаловажную роль в становлении наполеоновской державы.
Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru