1. Полуостров – яблоко раздора
Жаркими по накалу и динамике развития выдались в Крыму дни на рубеже зимы и весны 2014 года. Тем временем, когда в Киеве после победы участников революции на Евромайдане над диктаторским режимом Виктора Януковича, трусливо сбежавшем в Россию, парламент законодательно утвердил позитивные перемены, реанимировал Конституцию 2004 года, избрал спикером Александра Турчинова и премьер-министром Арсения Яценюка и сформировал новый состав Кабинета министров.
На крымском полуострове спикер парламента и глава правительства автономии Владимир Константинов и Анатолий Могилев дестабилизировали, взвинтили ситуацию. Первый из них, все еще считая своим президентом отправленного в отставку Януковича, признал решения парламента Украины нелегитимными, фактически, отказавшись подчиняться новым центральным органам власти. Дело в том, что накануне бурных событий В. Константинов побывал с визитом в Москве, встречался с руководством России, получил инструктаж, консультации, на сепаратистские действия, заручившись поддержкой и гарантиями личной безопасности. Там же в Москве публично подверг сомнению принадлежность полуострова Украине на том основании, что в Крыму проживают более 60 процентов русских и русскоязычных граждан, а в Севастополе находится военно-морская база Черноморского флота России.
Призвал Владимира Путина позаботиться о соотечественниках, не оставить на произвол судьбы перед якобы угрозой нашествия националистов и экстремистов из киевского Евромайдана и западных регионов Украины. В качестве страшилки представили активистов партии «Свобода», организации «Правый сектор», «Общее дело», особенно отличившихся стойкостью на баррикадах в борьбе с режимом матерых коррупционеров и казнокрадов.
Столь панические настроения чиновников из запятнавшей себя кровью и потерпевшей фиаско Партии регионов не случайны. Они стремятся в резко изменившихся условиях сохранить свои властные полномочия для дальнейшего разграбления страны, лоббирования своих бизнес-интересов. Также ими движет и страх перед неизбежным наказанием. В течение трех месяцев противостояния между участниками Евромайдана и опричниками диктаторского режима Анатолий Могилев и Владимир Константинов активно поддерживали правящий режим посредством организации и проведения массовых митингов, принудительно сгоняли на площади подневольных работников бюджетной сферы госслужащих, учителей, медиков, работников культуры, шантажируя увольнениями, невыплатой зарплат и т. д.
Поездами, автобусами доставляли «добровольцев» за деньги в Киев на альтернативные Евромайдану митинги, то есть упорно защищали преступный режим, принадлежа к его когорте. И ныне тщетно пытаются сохранить на полуострове последний форпост прогнившей диктатуры. А руководство России, поощряя сепаратизм крымских чиновников, решило воспользоваться благоприятной ситуацией для обострения вопроса о принадлежности полуострова, подвергнув сомнению ранее, еще в 1994 году, меморандум между Украиной, Россией, США и Великобританией о гарантиях неприкосновенности и территориальной целостности Украины, отказавшей от обладания ядерным оружием, доставшимся ей после распада СССР. Без политической, военной и финансовой поддержки В. Путина руководители автономии никогда бы не отважились на демарш, непризнание центральной власти Украины и решении о вхождении в состав России.
Претензии России на Крым начались с Севастополя, где 25 февраля на митинге координатором городского совета был избран гражданин России, бизнесмен Алексей Чалый, а глава городской администрации Владимир Яцуба (назначенец Януковича подал в отставку). На протяжении двадцати двух лет независимости руководство Украины долго испытывало терпение севастопольцев, единственного на Украине города, жители которого были лишены права избирать мэра, всплеск эмоций, негодования не случайны. Но тот факт, что избран гражданин другой страны, да и сомнительная процедура выборов, дают основание признать их незаконными.
После этого вступили в действия сухопутные силы Черноморского флота России. Вместе с бойцами севастопольского подразделения «Беркут», участниками спешно созданных отрядов самообороны они блокировали дороги на подъездах к Севастополю. Далее по сценарию организаторы дестабилизации обстановки в Крыму спровоцировали опасные действия в Симферополе. 26 февраля планировалась внеочередная сессия парламента автономии, на которой предполагалось рассмотреть вопросы о проведении общекрымского референдума о государственном статусе Крыма, пока что в составе Украины на договорных условиях с перспективой присоединения к России: отчет о работе Совета министров автономии.
Первый вопрос в повестке дня сессии детонировал массовый митинг у стен здания парламента, собралось более десяти тысяч человек. С одной стороны активисты пророссийских партий и движений «Русское единство», «Русский блок», «Русская община Крыма», с другой активисты крымско-татарских организаций, РУХа и активистов крымского евромайдана со знаменами, транспарантами. Одни скандировали: «Крым– Россия!», другие – «Крым-Украина!». Несмотря на призывы лидера меджлиса крымско-татарского народа депутата парламента автономии Рефата Чубарова, ранее требовавшего от Владимира Константинова не проводить сессию, и лидера партии «Русское единство» Сергея Аксенова к толерантности, страсти накалились до предела.
Словесные перепалки переросла в столкновения. Участники митинга пошли друг на друга стеной, доказывая свою правоту кулаками, древками от флагов, камнями. В итоге два человека погибло (женщину затоптали, а мужчина умер от сердечного приступа), тридцать человек получили травмы. Если бы по коварному замыслу провокаторов противостояние завершилось большим кровопролитием, то это послужило бы веским поводом для вторжения на полуостров российских войск, которые ныне представлены вроде местных отрядов самообороны. К счастью, обошлось без применения огнестрельного оружия, иначе бы жертв и пострадавших было значительно больше. Казалось бы, конфликт погашен.
Однако 27 февраля в 4 часа утра после подрыва входных дверей здания парламента и правительства были захвачены группами неизвестных спецназовцев, вооруженных автоматами, ручными пулеметами Калашникова, снайперскими винтовками и гранатометами с боекомплектами. Они разоружили милиционеров, охранявших здания и, опустив флаг Украины, водрузили флаги России. Кто именно захватил административные здания, ни премьер-министр автономии А. Могилев, ни спикер парламента В. Константинов внятно журналистам не ответили. Наверняка, знали о готовящейся операции и поэтому реакция была спокойной без публичных заявлений, протестов, призывов о помощи. Сами же захватчики сообщили, что не уполномочены вести переговоры. Зачем было захватывать здания парламента и тем боле правительства, ведь депутаты и без того проголосовали бы за решения, продиктованные из Москвы. Военные эксперты, выяснили, что, судя по обмундированию, неизвестные принадлежат к российским вооруженным силам.