Представление культуры в целом и искусства как ее существенной части в виде сложной системы не ново. Появление теории информации, а позднее – кибернетики, вызвало целую серию статей и книг, в которых новые обобщающие естественнонаучные подходы применялись к анализу культуры и искусства1.
Первые попытки применения новых естественнонаучных подходов к анализу столь сложных объектов, как культура и искусство, были не очень результативны. Вначале, по существу, делались попытки формулирования известных из традиционного культурологического анализа и искусствоведения фактов и закономерностей в новой терминологии, на основе более общих понятий. Такого рода построения небесполезны в части более глубокого понимания известных положений, но малоконструктивны и не обладают достаточными прогностическими возможностями. Кроме того, первые шаги в этой области показали огромную сложность культуры и искусства как объектов исследования и дали импульс и направление дальнейших исследований.
Значительно более плодотворными оказались комплексные подходы с использованием психологических, семантических и иных методик и на основе теоретико-информационных и кибернетических представлений2.
Новая волна интереса к естественнонаучному исследованию явлений культуры связана с появлением синергетики. Синергетика как научное направление исследования сложных самоорганизующихся систем на основе принципов термодинамики, теории управления и теории систем явилась одним из подходящих инструментов естественнонаучного анализа культуры и искусства. Задачи организации культуры как системы, ее эволюции, условий саморазвития соответствуют как понятийному аппарату синергетики, так и ее методам. Вместе с тем, нельзя не отметить малое количество конкретных новых культурологических и искусствоведческих результатов, новых прогнозов в области культуры, что также свидетельствует о сложности объектов исследования.
Продуктивным представляется сочетание философского и социологического анализа культуры и искусства с новыми естественнонаучными подходами на основе синергетической парадигм3. Одна из попыток такого исследования представлена в настоящей книге. Естественно, что на сегодняшний день аппарат естественнонаучного анализа должен включать информационный и кибернетический подходы, математический аппарат теории систем, сигналов и теории статистических решений, синергетический подход. Их уместное и конструктивное применение возможно при философском осмыслении культурологических и искусствоведческих результатов, полученных традиционным путем в гуманитарных исследованиях.
Предлагаемая читателю книга представляет собой опыт анализа культуры и искусства на основе естественнонаучного и культурологического подходов и излагает как общие вопросы системного и синергетического анализа, так и конкретные содержательные примеры.
Книга посвящена памяти Геннадия Михайловича Балима (20.02.1937 – 16.11.2008), доктора технических наук, профессора кафедры теоретических основ радиотехники Технологического института Южного федерального университета в г. Таганроге. К научным интересам Г. М. Балима относились термодинамика необратимых процессов, теория электрических цепей, деградация полупроводниковых приборов и микросхем, а также применение количественных методов исследования в гуманитарных науках. Некоторые из идей Геннадия Михайловича нашли отражение и развитие в данной книге.
Глава 1. Основные принципы системного анализа культуры
Системный подход с середины ХХ века стал общенаучным методом исследования систем и сложных объектов любого рода. Наиболее сложные для анализа системы те, которые связаны с человеческой деятельностью: социальные, экономические, политические и т. д. Естественно, что культура является тем объектом исследования, к которому, ввиду особой сложности, требуется применение системного анализа.
Известно, что под системой понимают любое множество связанных друг с другом и взаимодействующих объектов. Выделение таких элементов в культуре проблематично вследствие многообразия ее проявлений, пластов, ввиду огромного множества качественно разнородных объектов и явлений в ней. Ведь культура, по определению Ю. М. Лотмана, это совокупность всей генетически ненаследуемой информации, накопленной человеческим обществом4. Эта информация запечатлена как в объектах материальной культуры: зданиях и сооружениях, произведениях прикладного искусства, в технических устройствах и машинах, так и в символьном виде – в текстах, нотах, программных продуктах.
Говорят о культуре производства или технологической культуре, о культуре общения, культуре речи, культуре мышления, физической культуре. Конечно, в культуру входят такие огромные специфические подмножества, как наука, искусство, религия. Поэтому культуру в целом можно представить как некоторое множество, содержащее большое, но конечное число подмножеств: науку, искусство, технологию, экономику и т. п. В дальнейшем будем рассматривать такие из этих подмножеств культуры, которые связаны с так называемой духовной, т.е. информационной деятельностью: науку, искусство, религию. В конечном счете все проявления культуры, в том числе и материальной, имеют началом некоторый замысел, проект, иначе – информацию о производимых, изготавливаемых объектах. Эта информация может быть воплощена в специальных носителях: чертежах, схемах, книгах, либо может быть выражена словесно или жестами, либо оставаться в виде мысленных представлений (т.е. запечатлена в связях нейронов мозга), если человек сам осуществляет свой замысел.
Рассматривая сферу информационной деятельности, можно выделить как отдельных индивидуумов, которые ее осуществляют, так и результаты их деятельности: произведения искусства, научные труды, изобретения, религиозные тексты и проповеди, а также средства осуществления этой деятельности – краски и музыкальные инструменты, компьютеры, предметы культа и т. д.
Принципиальной особенностью информационной деятельности является получение новой (для сообщества) информации, т.е. наличие творческого акта. Творческий акт всегда связан с тем или иным взаимодействием объектов между собой, объектов и субъектов или субъектов друг с другом.
Принцип получения информации об объекте исследования состоит в организации взаимодействия исследуемого объекта с некоторым объектом с известными свойствами (назовем его пробным объектом). В результате взаимодействия образуется возмущение среды, распространяющееся в пространстве, изменяющееся во времени и несущее информацию об объекте исследования (