Процессы культурогенеза, т. е. процессы перманентного порождения и самовозобновления культуры, являются неотъемлемой составляющей человеческого бытия, охватывая все формы, сферы, явления, способы, смыслы и результаты человеческой деятельности. Культура представляет собой противоречивое единство сохранения, воспроизводства, развития и постоянного обновления. Как отмечает В. С. Стёпин, культура хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт. Консервативное и модернизационное, традиционное и инновационное, устойчивое и неустойчивое, неизменное и изменяемое сочетаются в культуре самым причудливым образом. Изменения – неотъемлемое свойство культуры в каждый миг ее существования и на всех уровнях ее проявления. Но что лежит в основе этих изменений? Какие внутренние программы запускают и направляют процессы самовозобновления культуры? Какие культурогенетически заложенные механизмы организуют в целостную систему все наблюдаемое многообразие проявлений человеческой деятельности?
Глобальные кризисы и радикальные изменения, происходящие сейчас во всех сферах жизнедеятельности современных обществ, ведут к селекции и отмиранию прежних систем ценностей, смыслов, форм, явлений культуры, но одновременно происходит и порождение новых. Это в высшей степени актуализирует необходимость научного изучения фундаментальных закономерностей культурогенетических процессов и обновления способов регуляции социокультурных отношений. Политика государства в области культуры и модернизация общества должны быть адекватны перспективам социокультурных трансформаций и носить системный характер.
В современном стремительно меняющемся мире возникает настоятельная необходимость в прогнозировании, проектировании и управлении социокультурными процессами. Лучше всего об этом сказал современный российский философ и культуролог Ю. Н. Солонин: «…без понимания закономерностей культурных процессов и, особенно, без ясных представлений о культурных перспективах человечества человек будет подобен слепцу без поводыря внутри лабиринта»[1]. Достижение такого уровня знаний, когда мы овладели бы методиками прогнозирования динамики социокультурных процессов и ее проектирования, возможно лишь при выявлении и понимании их основных кодирующих программ и закономерностей протекания. А для этого необходима разработка специальных методов моделирования, проведение теоретических экспериментов с логико-математическими моделями, максимально соответствующими исследуемой социокультурной реальности. Только тогда мы сможем пытаться влиять на скорость, направление и темп протекания различных социокультурных процессов. Следовательно, аналитическое рассмотрение многолетнего российского опыта изучения процессов культурогенеза имеет не только академический, но и четко выраженный прикладной аспект, связанный с оценкой перспектив совершенствования культурогенетических исследований и практической важностью применения вытекающих из них выводов для разработки адекватной государственной политики в области культуры.
Исследование проблем динамики и генетики культуры – важная и актуальная область культурознания. Культурогенетические процессы, с одной стороны, порождают культуру, а с другой – связывают факты и явления культуры в единую цепь развития. Иными словами, генетика культуры – это не только связность культурных форм и явлений по генезису (происхождению), но и их перманентное в рамках локальных общностей порождение.
Своевременность и общественная значимость представляемой работы обусловлены тем, что сейчас в XXI в. назрела необходимость во всестороннем развитии исследований, посвященных генетическим проблемам культуры. Если в XIX столетии выдающиеся достижения в физике и химии приблизили человечество к познанию тайны неорганического мира, а беспрецедентные успехи биологической генетики в XX веке дали ключ к разгадке «кода жизни», позволив приоткрыть тайны мира органического, то XXI в. может стать веком открытия тайны суперорганического мира – Тайны культуры и ее кода. Эту задачу призвана решить культурология и один из ее разделов – культурогенетика, изучающая культуру в генетическом измерении.
Научная актуальность данного издания продиктована прежде всего тем, что современный этап развития культурознания (на всех своих уровнях: философии культуры, культурологии и культуроведении) характеризуется настоятельной необходимостью в генерализации накопленного опыта культурогенетических исследований. Это связано в первую очередь с наличием в специальной литературе весьма различающихся между собой частнонаучных и разноаспектных подходов в изучении культурогенетических процессов. Эти различия носят эмпирический, терминологический и теоретико-методологический характер.
«Культурогенез» как научное понятие
Насколько удается на настоящий момент проследить по доступной литературе, понятие «культурогенез» было впервые употреблено во второй половине 1960-х гг. Ст. Лемом в работе «Философия случая». В русскоязычной литературе этот термин был одновременно и независимо друг от друга впервые использован А. П. Окладниковым и Э. С. Маркаряном в начале 1970-х гг. В отношении этого понятия в отечественных науках о культуре сложилось несколько различных подходов к определению его смысловых границ[2]:
1) культурогенез как зарождение культуры в эпоху первобытности (Ю. И. Семёнов, М. С. Каган и др.);
2) культурогенез как процесс возникновения и становления культурных комплексов (А. П. Окладников, В. С. Бочкарев, В. М. Массон и др.);
3) культурогенез как перманентный процесс генерации новых культурных форм и систем (А. Я. Флиер, И. Л. Коган, С. М. Оленев и др.);
4) культурогенез как процесс порождения и развития культуры конкретных этносов (Л. Н. Гумилёв, С. И. Вайнштейн, С. А. Арутюнов, В. П. Алексеев и др.);
5) личностный культурогенез как процесс формирования культуровоспроизводящих и культуротворческих программ человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.).