Рукопись сия была обнаружена мною в ящике стола в каюте, где во время высокоширотной экспедиции (08.09–08.10.2012 г.) я находился, будучи включен в состав экипажа атомного ледокола «Россия». В жизни случается много неожиданного. И листы писчей бумаги, найденные при водворении в каюту главного врача, – из числа таких удивительных происшествий. Содержание статьи показалось заслуживающим того, чтобы размышления автора, кто бы он ни был, стали достоянием многих.
Дальние странствия дарят неожиданные встречи, удивительные находки. И это полярное обретение, думаю, столь же закономерно, что и толстенный том Освальда Шпенглера «Закат Европы» в домике дизелиста закрывавшейся станции «СП-39» – посреди бескрайних льдов суровой Арктики. «Закат (Шпенглеровской) Европы» остался по наследству героям-полярникам юбилейного дрейфа «СП-40», а рукопись неизвестного автора передана по назначению – в Издательский Дом «Русская Арктика».
В данном случае в отсутствии имени логично указать координаты обнаружения трактата «о вреде курения и пользе здравомыслия», ибо ничего другого нам, любезный читатель, не остается.
В современном мире курение давным-давно стало повсеместным явлением. Курят на всех континентах, люди всех национальностей и самых различных возрастов, профессий и убеждений; врачи и их пациенты; подростки, дети и старики, стоящие уже одной ногой в могиле; здоровые и безнадёжно больные. И все доводы медицинской науки, которая действительно давным-давно доказала, что курение наносит исключительный вред здоровью человека, при всей своей неоспоримости не очень-то останавливают людей. По крайней мере, дело обстоит именно так у нас, в России. На рационалистическом Западе всё как будто иначе: но суть даже не в том, что здравый рассудок подсказывает курильщику, устрашённому ужасающими картинками на сигаретных пачках, весьма наглядно иллюстрирующими тему заживо разлагающихся легких: остановись! Западный человек, ставший экономической и финансовой составляющей экономической и финансовой системы государства, уже приучен оценивать и планировать своё бытие именно с рациональной точки зрения. Страховка страховкой, однако лечение стоит дорого, а болезнь – это прежде всего лишение самой возможности комфортабельного биологического существования.
Нетрудно понять, что не курить гораздо выгоднее во всех отношениях, чем курить. В итоге Запад массово бросает курить. Впрочем, есть ещё один важный аспект: Запад уже прошёл этап табачной обработки, он уже шагнул намного дальше, – и от «разумно употребляемых» доз наркотиков западная цивилизация вовсе не думает отказываться. В России же проблема курения как была, так и остаётся – несмотря ни на какие законы, запрещающие курение в общественных местах. В России проблема курения по-прежнему актуальна.
Настоящая брошюра написана не с той целью, чтобы содействовать умножению и так огромного числа публикаций, авторы которых убедительно показали и показывают, что курение приносит вред. Безусловно, такие статьи будут появляться, и это хорошо; более того – они необходимы, поскольку люди всех сословий и во все времена учились, учатся и будут учиться исключительно на своём собственном опыте. Притом не следует забывать, что каждое поколение нуждается в наставлении, исходящем от современников, то есть вразумлении и живых свидетелях в общем-то прописных истин.
Такие нравоучительные примеры нам предоставляют те, кто может сообщить авторитетное суждение на данную тему. Как, к слову, бросил курить известный актёр Василий Лановой? – Очень просто. Вот его краткий рассказ.
«Как почти все мои сверстники, в молодости я курил и совершенно не задумывался о том, чтобы избавиться от папиросы. В конце концов, в актёрской среде это один из эффектных штрихов образа, который создаёт человек моей профессии. Шли съёмки фильма «Коллеги» – истории врачей и судеб. Чтобы войти в роль, надо понять её суть – через жизнь. Именно поэтому я пришёл в больницу и оказался «участником» операции на лёгких курильщика со стажем. Трое людей в белоснежных халатах склонились над операционным столом. Кратчайшие реплики – словно кодограмма, воплощавшаяся в приказах хирурга ассистенту и медсестре. Легкие, чуть слышные звуки соприкосновения хирургических инструментов. Операционная, когда в ней разворачивается мистерия, в которой соприкасаются жизнь и смерть, а на грани между ними – человек, и люди, которым дана власть и силы помочь, – завораживает.
Скальпель хирурга вскрыл поражённый курением орган – лёгкие… Чёрная, зловонная, разлагающаяся материя – человеческая плоть… Не могу в полной мере передать впечатление от ужасающего смрада, распространившегося по операционной. Пытаться описать словом этот кошмар – тяжёлый, зловонный, проникающий внутрь тебя и делающий невозможным дыхание, безнадёжное дело. Самое подходящее и, пожалуй, единственно верное определение того, что наполнило воздух операционной и источником которого были больные лёгкие курильщика, – ад. Именно так, я нисколько не преувеличиваю. Вынести, вытерпеть, перебороть отвращение, смешанного с ужасом, я не смог.
В нашей кино-театральной жизни всё слишком прочно связано с профессией: во всех обстоятельствах мы обретаем опыт, который потом в своё время воплощается – на сцене. Профессиональный актёр, достигший много в своём ремесле работы с мыслями и чувствами, меня поймёт. Если актёр не выдерживает испытания, значит, отступает перед тем, что составляет суть его профессии – и жизни, значит опыт действительно за гранью сил. Произошедшее в тот день со мной в операционной стало катарсисом. И слава Богу, что так; что это случилось: с того самого дня я не курю. Больше в моей жизни не было ни одной сигареты.»
Медицинские и нравоучительные издания на тему «о вреде курения» будут и должны вразумлять, во всяком случае, до тех пор, пока курительный табак существует в жизни homo sapiens. Увы, «человек разумный» со времен грехопадения бесконечное число раз демонстрировал примеры пагубного неблагоразумия. Ясно, что бо́льшая часть населения планеты Земля будет участвовать в этом процессе и впредь, как говорится, до скончания века. Эта брошюра призвана рассказать не о том, что курение вредно (уже изъяснено многажды), но о том, что курение есть зло.
Я долго размышлял о том, почему курение есть грех, то есть зло. Общие рассуждения при всей бесспорности аргументации, сводящейся к приговору: «вредно», – всё равно не удовлетворяли. Пытливый человеческий ум не успокоится, пока не найдет правильный ответ, правильный по существу, а не по общим понятиям категорий здоровья и болезни. По правде сказать, мысли о курении как феномене религиозной жизни человека, где слова «благо» и «грех» имеют отнюдь не абстрактно-морализаторское звучание, стали появляться вскоре после того, как я стал христианином. Кроме того приходилось – и довольно часто – в разговорах с курильщиками слышать вопросы, побуждавшие к размышлению именно на эту тему.