В последние десятилетия на фоне нарастающей аллергизации населения, полипрагмазии, роста числа осложнений и побочных эффектов фармакотерапии, неуклонного увеличения числа хронических заболеваний отмечается активный поиск возможностей применения различных безлекарственных методов воздействия на организм человека. Особое внимание вновь привлекают методы, тысячелетия успешно применявшиеся нашими предками. Один из таких методов – гирудотерапия – использование медицинских пиявок в лечебных целях.
Традиции лечения с помощью этого необычного метода особенно сильны в России. В отличие от западной медицины, где до недавнего времени гирудотерапия была полностью забыта, в России пиявки всегда использовались в народной, а в последние 100 лет – и в официальной медицине. Еще совсем недавно их достаточно широко назначали при тромбофлебитах, варикозной болезни, остром геморрое, гипертонических кризах, сердечной недостаточности, остром приступе глаукомы и целом ряде гинекологических воспалительных заболеваний. Не раз доводилось встречаться с врачами, которые помнят времена, когда пиявок ставили в приемном покое больниц, а участковые врачи могли назначить эту процедуру на дому, и она выполнялась обычной участковой медсестрой. В то время практически в каждой аптеке можно было увидеть пиявок, плавающих в выставленной на прилавке банке.
С уходом из практической медицины врачей старой школы возник разрыв преемственности в обучении этому методу. Гирудотерапия теперь не включена в программу обучения студентов медицинских вузов, не изучается при подготовке медицинских сестер. Метод исчез из учебников. Из-за изменений в системе производства и снабжения медицинской пиявкой, связанных с перестройкой экономики в России, пиявки полностью исчезли из продажи в большинстве регионов нашей страны. В результате современный врач даже в самом общем плане не представляет себе принципов действия пиявок на организм человека. Более того, большинство врачей, не зная элементарных основ гирудотерапии и всецело полагаясь на медикаментозные методы лечения, считают ее анахронизмом, недостойным даже внимания…
Однако все более очевидная недостаточность фармакотерапии, огромное число побочных эффектов и ряд осложнений от применения лекарств заставили вновь вернуться к исследованию и применению гирудотерапии. Сегодня мы отчетливо ощущаем неуклонный рост интереса к ней как в России, так и за рубежом. Гирудотерапия быстро набирает «обороты»: повышается ее востребованность во всех, пожалуй, без исключения клинических специальностях и лечебных профилях.
Но значительным тормозом в развитии лечебного применения пиявок является недостаток теоретического обоснования этого метода. Мы столкнулись с этим, когда в 1996 году на кафедре гастроэнтерологии и диетологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПб МАПО) был создан специальный академический курс гирудотерапии. К моменту начала преподавания нами был накоплен уже достаточно большой практический опыт по применению медицинских пиявок[1], который требовал систематизации, анализа, сравнения с результатами других авторов. Обратившись к литературе по теме, мы увидели, что отсутствует хотя бы какое-то обоснование длительности, интенсивности, частоты проведения процедур. Более того, предлагаемые в литературе подходы в выборе зон для приставки медицинских пиявок ограничивались лишь исключительно проекцией «больного органа», что явно не исчерпывало всех возможностей гирудотерапии. Внимательное изучение публикаций по клиническому применению медицинских пиявок позволило нам сделать один чрезвычайно важный вывод. Практически во всех работах отсутствует стандартизация степени (или количества) и методики (или качества) воздействия пиявками. Количество приставок указывается приблизительно, зоны постановки, кратность применения не стандартизуются. Частота процедур, длительность курса лечения, не говоря уж об особенностях поведения животных во время кровоизвлечения, вообще не указываются. У врачей полностью отсутствует представление о том, что именно эти параметры, а не гирудотерапия сама по себе, определяют эффективность воздействия.