У самого подножия страшной Черной горы, которую нельзя было ни обойти, ни перелезть, раскинулось необъятное золотое поле пшеницы. Было оно настолько большим, что даже летающие над ним птицы не могли увидеть конца края. Днем колоски пшеницы грелись на солнышке, а ночью либо спали, либо спорили друг с другом: кого больше – их на поле или звезд на небе? Но так как доказать, кто прав, было невозможно, то после долгих и шумных споров всё чаще всего заканчивалось самой настоящей дракой.
Жили колоски семьями: мама, папа да куча детишек. Вроде должны они быть все как один одинаковые, да вот только было это совсем не так. На самом деле каждый колосок был особенным: один любил солнце и тянулся к нему, потому и был длинным и тонким, другой же, наоборот, прятался в тени других, ища прохладу, отчего и был маленьким и пухловатым. Кто-то был загорелым, кто-то бледным, были веселые и грустные, задиристые и застенчивые, крикуны и тихони, говоруны и молчуны. Одним словом, были они очень разные.
Жила-была на этом поле самая обычная семья колосков, ничем особо не отличающаяся от остальных. Так же, как и все, жили они своей кучкой, всегда стоя на одном месте. Занимались самыми обычными для своей участи делами: много болтали, даже сплетничали, восхищались время от времени появляющимися на поле людьми, до ужаса боялись страшных черных воронов с горящими красными глазами и очень уважали пугало на деревянной палке, но к которому с большой опаской относились вороны.
Люди для колосков были сверхсуществами, от которых зависело все: сколько им жить на родном поле и когда его покидать. Они чувствовали, что очень важны для людей, так как те очень бережно и с большой любовью относились к колосьям. Иногда люди аккуратно ступали между соломинками и внимательно рассматривали колоски, а самым везучим доставались поглаживания по золотистым головкам, состоящим из множества зерен цвета солнышка.
– Пап, Пааап! У меня еще вопрос! – нетерпеливо подергивал своего отца Сынок – колосок, самый непоседливый и любознательный из всей семьи, по прозвищу Знайчик.
– Конечно, малыш! Не напомнишь мне, какой по счету, – нежно улыбнулся отец. – Что ещё ты хочешь знать?
– Ну, Пааап! Ты ведь сам говорил, что чем больше мы знаем, тем интересней наша жизнь! И самое главное, что тогда мы интересны сами себе.
– Это так, – задумчиво ответил Отец.
– Почему мы стоим на одном месте? Почему не можем ходить, как люди, или летать, как птицы? Что находится за Черной горой? Почему на одном месте? А что за горой? Почему? Почему? Почему? – повторял Знайчик, переводя взгляд на Маму.
Он был единственным из всей семьи, кто интересовался сразу всем. Его братья и сестры не были любопытны, их устраивало то, как они жили: ни о чем не мечтали и ни к чему не стремились, а брата считали не совсем нормальным. Но и они верили древней легенде, которая гласила, что проживут они беззаботную жизнь, в конце которой принесут большую пользу людям.
– Знаешь, Сынок, твои вопросы нагоняют на меня печаль, – вздохнул Отец- колосок. – Ведь когда я был моложе, тоже мечтал вырваться из земли и отправиться путешествовать.
– Правда? – с надеждой спросил Сын. – Так, может, мы вместе?
– Правда, Знайчик, правда! Но, увы, это невозможно! – остановил его Отец.
– Почему? Что может нам помешать? – уже с грустью поинтересовался Знайчик.
–Все, живущие на земле, устроены по-разному и живут по-своему, но при этом мы все взаимосвязаны и зависим друг от друга, вот, например, мы не можем без людей, как и они не могут без нас.
– Я знаю легенду, Пап, беззаботная жизнь и все такое….
Тут он почувствовал, как кто-то толкнул его в бок, обернувшись, колосок увидел, что на него нежно, но с упреком смотрит Мать.
– Не перебивай старших, дай Отцу закончить.
– Прости, Мам, – виновато прошептал Колосок,– просто в легенде не сказано, почему мы не можем уйти с поля и посмотреть мир.
– Потому, что растем из земли, которая питает нас своей энергией и дает нам жизнь. Вытащи мы свои ножки-корешки из нее, не пройдет и суток, как мы засохнем и погибнем,– продолжил Отец-колосок.
– Значит, мне придется всю жизнь провести здесь и остаться обычным, ничего не значащим колоском? Значит, мне не суждено стать путешественником, о котором сложат легенды? Я – просто никчемный колосок, о котором скоро забудут?! Ведь мы живем так мало! Это правда, Папа?– со слезами на глазах спросил Знайчик.
– Не говори так, сын! Да, мы живем мало! Да, поодиночке мы бесполезны! Но знай: мы намного ценнее, чем ты можешь себе представить. Жизнь наша коротка, но очень важна. Мы, маленькие колоски, собранные вместе, даем жизнь людям. А они оберегают нас и позволяют прожить до конца со своими семьями, и лишь когда созреваем, собирают нас и превращают в муку, которая питает их жизни,– с гордостью закончил Папа-колос.