Как известно, влияние Античности на историю искусства трудно переоценить. Многие памятники архитектуры были вдохновлены Античными образцами (см. Рис. 1.). Например, стиль росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане (а также их Эрмитажной копии, сделанной в 18 веке по заказу императрицы Екатерины II) основан на причудливом, гротескном орнаменте Золотого Дома Нерона, случайно обнаруженного в конце 15 века. Эстетика «Бельведерского Торса», найденного в Риме в 15 веке, оказала большое влияние на творчество таких выдающихся художников, как Микеланджело и Рубенс. Тогда как исследование Джеймса Стюарта и Николаса Реветта «Античные Афины и другие монументы Греции» во многом определило направление развития Британской архитектуры конца 18 века.
Вообще интерес к идеалам прошлого имеет особую притягательность и очарование. Не случайно многие авторы обращались к данной тематике, начиная с Рихарда Вагнера, развивающего германскую мифологию в цикле из четырёх эпических опер под названием «Кольцо Нибелунга», и заканчивая «Властелином Кольца» Джона Толкиена, создавшего свою собственную, неповторимую мифологию. Не говоря уже о фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», акцентирущем внимение на том, что каждому поколению прошлое кажется гораздо привлекательнее, чем настоящее.
Кроме того, во многих странах есть так называемые коллекции слепков со знаменитых произведений мировой скульптуры, направленные на развитие эстетического вкуса аудитории и пробуждающие интерес к работам выдающихся мастеров, включая Музей архитектуры и монументальной скульптуры, расположенный во Дворце Шайо в Париже (Cité de l’Architecture et du Patrimoine), собрание отдела слепков Академии Художеств в Санкт-Петербурге, Цветаевскую коллекцию слепков Пушкинского музея и т.д.
С одной стороны, природа является нетъемлемой частью Античной культуры (см. Лекцию «Искусство и Природа»), но в то же время, она может разрушать творения, созданные человеком. Достаточно вспомнить извержение Везувия 79 года до н.э., в результате которого погибли тысячи жителей римских городов Помпеи, Геркуланум и Стабии. Но в то же время, именно благодаря уникальному свойству вулканического пепла, накрывшего эти города, они сохранились в своём первозданном, виде и мы имеем уникальную возможность их изучать культуру и искусство. Кроме того, был создан целый ряд произведений, в подражание помпейской эстетике, например, «Последний День Помпеи» Карла Брюллова, Попейская столовая в Эрмитаже сделанная по проекту Александра Брюллова, королевские апартаменты в Мюнхенской Резиденции, созданные Лео фон Кленце и т.д.