– Ребята! Я вас позвал для того, чтобы сообщить о моей поездке на Средний Урал, – тут дедушка сделал небольшую паузу, во время которой Владик и Стасик переглянулись и с любопытством стали ожидать, что дальше последует
– Дело в том, что один мой товарищ пригласил меня отдохнуть у него на даче. Когда-то мы вместе служили в армии в одном взводе. После армии долгое время переписывались, а потом связь оборвалась. И вот недавно мы нашли друг друга по сообществу в Одноклассниках. Списались. Вот и пригласил меня приехать к нему на Урал погостить. Он сейчас находится на пенсии и все лето будет жить в загородном доме. Места там отменные: есть речка, в которой можно хорошо порыбачить, а в лесу много ягод и грибов. Это лето обещает быть грибным. Да и у вас с сегодняшнего дня начались каникулы. Вот я и подумал предложить вам поехать со мной в Восточноуральск. Вы поговорите с родителями и если они вас отпустят, поедим втроем к моему товарищу.
Владик включил мобильный телефон и стал искать в интернете, где находится Восточноуральск. Найдя нужную ссылку, он стал читать:
– Город Восточноуральск расположен на восточном склоне Уральских гор и на центральной площади города установлен памятный знак разделяющий Европу от Азии…
– Так это можно одной ногой стоять в Европе, а другой в Азии! –восхищенно воскликнул Стасик.
– Хотя граница между Европой и Азией условная и в основном имеет исторические корни, но ты, Стасик, прав! Но ведь и у нас через пролив проходит граница между Европой и Азией. На той стороне пролива – уже расположена Азия. Так что мы свободно видим Азию через пролив. В шестом веке до нашей эры древние греки проводили границу между Европой и Азией: по проливам Босфор и Дарданеллы далее через наш Керченский пролив, а потом по реке Дон. По мере узнавания европейцами новых земель эта граница смещалась на восток и теперь, приблизительно с восемнадцатого века, проходит через Уральские горы до Северного Ледовитого океана.
Стас – школьный друг Влада. Они только что закончили седьмой класс. Несколько лет назад папу Владика, морского офицера, перевели служить в город, где живут его дедушка и бабушка. В новой школе Владик в первый же день познакомился со Стасиком. Они всегда сидели за одной партой, а после школы шли вместе домой, благо, дома их находились рядом. Несмотря на то, что они были друзьями не разлей вода, внешне они отличались. Владик светловолосый, Стасик – темноволосый. Роста они были одинаковые, но Стасик был немного покрепче. Владик всегда невозмутимый и рассудительный и прежде, чем что-то делать вначале всё старался обдумать и предвидеть, что из этого получится. Стасик обычно начинал делать всё и сразу и из-за этого, зачастую, попадал в неловкое положение. Но, он никогда не унывал и всегда находил выход. Правда ему частенько доставалось от родителей и учителей. А когда они что-то делали вместе, то получалось хорошо на зависть многим одноклассникам. Они как бы дополняли друг друга и поэтому не могли жить один без другого. Владик больше любил читать и размышлять над прочитанным, а Стасик больше любил работать руками, что-то мастерить. Но было и общее что их объединяло – это любовь к морю и дальним странствованиям. Они хотели быть моряками и много читали книжек о морских путешествиях. А потом, вскарабкавшись на какой-нибудь прибрежный утес, горячо обсуждали прочитанное.
Родители Стасика работали на рыбоконсервном заводе, а старший брат уже окончил мореходное училище и плавал штурманом на сухогрузном судне в разные страны.
Бабушка и дедушка Владика, были на пенсии. Раньше, дедушка работал преподавателем физики в местном техническом университете и занимался научной работой. Бабушка была врачом и работала в больнице.
Жили они в небольшом домике, недалеко от моря. При доме был огород, где дедушка с бабушкой выращивали всякие овощи и сад, в котором росли яблоки, груши, персики и другие фрукты. Самым примечательным местом была виноградная беседка, которая летом служила столовой, а дедушка любил читать газеты и журналы, сидя в плетёном кресле. Крыша беседки была покрыта металлочерепицей так, что даже во время летнего дождя в ней было приятно находиться. По бокам её обвивались лозы чёрного и белого винограда. Около беседки, находилась летняя кухня, где бабушка готовила всякие вкусности.
Как Стасик решетом воду носил
Когда Стасик был в пятом классе, как-то читал сказку своей маленькой сестричке Ане. В сказке рассказывалось о том, как злая колдунья приказала Иван-царевичу наносить в бочку воды решетом. Закончив читать, Стасик подумал:
– Как это можно носить воду решетом? – и сам себе ответил. – Ну, в сказках все бывает! А вот можно ли на самом деле переносить воду решетом? Сейчас я это проверю!
Стасик пошел на кухню и взял решето. Мама его использовала для просеивания муки. Подошел к ведру с водой и зачерпнул решетом, но когда вытащил решето из воды, то она вся через отверстия вылилась обратно в ведро.
– Да-а! Это только в сказках воду можно носить решетом, а на самом деле это выдумка! – заключил Стасик, но потом подумал. – Надо бы с Владиком посоветоваться. Стасик вышел на улицу и направился к Владику домой.
Владик был дома и Стасик подробно рассказал ему как в сказке Иван-Царевич носил воду решетом.
– Можно ли носить воду решетом? – повторил Владик вопрос.
– Давай об этом спросим дедушку, – после некоторого раздумья предложил Владик. – Он сейчас как раз дома читает газеты.
Мальчики постучались и вошли в дедушкину комнату. Оторвав взгляд от газеты, дедушка посмотрел на ребят и с улыбкой спросил:
– Что Вас интересует, молодые люди?
Друзья наперебой рассказали про свой вопрос.
Отложив газету в сторону, дедушка серьёзно ответил:
– Я понял Ваш вопрос, а теперь послушайте меня внимательно и постарайтесь понять то, что я вам скажу. Садитесь на диван поудобнее и слушайте.
– Если каплю жидкости поместить на поверхности какого-либо предмета, то она может растекаться по ней, а может, наоборот, оставаться в виде капли. Если жидкость растекается по поверхности предмета, то это значит, что она смачивает поверхность этого предмета. А если жидкость собирается в каплю считается, что данная жидкость не смачивает эту поверхность предмета. Одна и та же жидкость на поверхности разных предметов может их смачивать, а может – не смачивать. Например, если на чистое стекло капнуть воды, то она растечется по нему тонким слоем. То есть вода смачивает чистое стекло. А если стекло предварительно смазать жиром, например, кремом для рук, то вода не будет растекаться, а соберется в отдельные капли. Это значит, что вода не смачивает жир.