Предисловие от партнера издания
Дорогие друзья!
Я познакомился со Стивеном Кови более 20 лет назад. Это знакомство многое изменило в моей жизни. Считаю Стивена одним из величайших исследователей человеческого поведения и учителей, которые помогают людям развиваться.
Я сравнил бы Стивена с другим выдающимся ученым – лауреатом Нобелевской премии, академиком Иваном Павловым, который создал теорию динамического стереотипа. Динамический стереотип – это не что иное, как складывающаяся годами привычная для нас реакция на происходящие события. С одной стороны, динамический стереотип спасает человека: мы постоянно являемся объектом огромного количества внешних воздействий, поэтому в жизни не обойтись без готовых моделей реагирования на типовые воздействия – в противном случае сознание не справилось бы со сверхвысокими нагрузками. Однако, с другой стороны, стереотип губителен для человека, поскольку может привести к шаблонному мышлению и поведению.
На мой взгляд, Стивен Кови дополнил теорию динамического стереотипа важнейшим постулатом: между воздействием и реакцией существует промежуток времени, когда человек может осмыслить свою реакцию и повлиять на нее. Разорвав цепочку автоматического реагирования, мы обретаем внутреннюю свободу и возможность саморазвития. Я убежден, что подлинное счастье заключается именно в саморазвитии – в восхождении на Эверест, который находится внутри у каждого человека. Книги Стивена Кови – своего рода проводники, которые помогают совершить это восхождение.
Увидеть свой внутренний Эверест и пойти по направлению к его вершине можно в любом возрасте, но, конечно, лучше начинать это движение с самого детства. Книга, которую вы держите в руках, рассказывает, как обучить принципам лидерства ребенка. Пусть вас не смущает слово «лидерство» – речь не идет о том, чтобы непременно вырастить из малыша топ-менеджера или генерала. У книги «Лидер во мне» другие задачи – научить детей управлять своей жизнью. Стивен Кови пишет о лидерстве для самого себя и о том, как развить его в ребенке. Он утверждает – совершенно справедливо, по моему мнению, – что подобное лидерство живет в каждом человеке с рождения. Однако зачастую ему мешает развиться то, что Кови называет «мутациями культурного ДНК», подразумевая те самые, навязанные окружающей средой шаблоны. Эти мутации, пишет автор, могут лишить человека присущей ему уникальности, нивелировать его истинный потенциал. Методика книги «Лидер во мне» направлена на предотвращение и преодоление подобного негативного воздействия.
В заключение хотел бы отметить, что у Стивена Кови девять детей и пятьдесят три внука. Полагаю, что этот факт может послужить дополнительным аргументом, для того чтобы прислушаться к мнению автора.
Полезного вам чтения!
Каждая работа, за которую я берусь, затрагивает самые глубинные струны моей души. Исключением не является и эта книга. Она одновременно щекочет мне нервы и наполняет смирением.
Я пишу здесь о тех, кто молод сегодня. О нашем будущем. Я уверен, что кем бы вы ни были – заботливым родителем, профессиональным педагогом или прозорливым бизнесменом, – вы найдете в ней живительный глоток свежего воздуха, у вас появится стимул рассказывать об этом окружающим и желание начать действовать. Ведь то, о чем вы прочтете, распространяется все шире, охватывает все больше школ в США и других странах мира. Эта тенденция никого не может оставить равнодушным, потому что приносит заметные, стабильные результаты.
С самого начала хочу расставить все точки над i: вовсе не я являюсь вдохновителем новой тенденции. Заслуга принадлежит самому широкому кругу преданных своему делу, творчески мыслящих и неравнодушных педагогов, которые к взаимной выгоде объединили свои усилия с родителями, общественными лидерами и предпринимателями, чтобы вдохнуть в современное образование новые надежды.
Для того чтобы ввести вас в курс дела, позвольте мне вернуться на несколько лет назад, к тому, что, кажется, произошло только вчера. В 1989 году была опубликована книга «7 Навыков высокоэффективных людей» с подзаголовком «Мощные инструменты развития личности». Книга «поймала волну», которую даже я никак не мог предвидеть. Особенно широкую известность она приобрела в корпоративном мире. И сегодня она очень популярна у руководителей компаний, государственных чиновников, в корпоративных университетах всего мира.
Практически одновременно с ее выходом со мной связался Чак Фарнсворт, который тогда был инспектором школ в прогрессивном районе Индианы. Чак был уверен, что 7 Навыков должны сыграть важную роль в сфере образования, и страстно желал возглавить это начинание. Он стал преподавать навыки администраторам школ и учителям. К сегодняшнему дню полмиллиона профессиональных педагогов прошли обучение этой методике, и многие из них получили сертификат школьных координаторов.
Мы принесли 7 Навыков в школы, но сосредоточились на обучении взрослых, а не детей. Ситуация изменилась в 1998 году, когда мой сын Шон написал книгу «7 Навыков высокоэффективных тинейджеров»[1]. Шон возглавлял футбольную команду первого дивизиона своего колледжа и благодаря этому постоянно вращался в студенческой среде. Искренний интерес к молодежи заставил его написать подростковый вариант книги. Сегодня продано более 3 миллионов экземпляров издания для подростков, и благодаря тому, что 7 Навыков попали в «Методическое пособие школьника», с ними познакомились более 100 тысяч учеников средних и старших классов.
В конце 1999 года 7 Навыков второй раз проложили путь в школы. Как-то, когда я выступал в Вашингтоне, ко мне подошла Мюриэл Саммерс – директор начальной школы. Она спросила, считаю ли я, что 7 Навыкам можно учить детей. Я порекомендовал ей книгу Шона, но она объяснила, что речь идет о маленьких детях – пятилетках. Я ответил: «Не знаю причин, по которым этого нельзя делать». И добавил, что если она попробует, то пусть даст мне знать.
В этой книге рассказано о том, что Мюриэл и ее талантливые педагоги сделали после нашего короткого разговора. Это великолепная история. Она некоторое время варилась, густела, зрела и набирала обороты (и даже обрастала слухами), а в это время количество учеников школы, получивших хорошие аттестаты, выросло с 84 до 97 процентов, и сама школа, которую в какой-то момент чуть не исключили из числа «школ-магнитов»[2], была названа самым привлекательным учебным заведением в Америке с углубленным изучением части предметов. Как же это произошло? С большим успехом эта школа и множество других школ стали преподавать