Если бы вы прогуливались по широколиственным лесам Северной Америки 60 миллионов лет назад, то непременно встретили бы маленького волосатого животного, очертаниями тела и размером напоминающего молодого вепря. Только у него не было клыков, а зубы были мелкими с низкими коронками, приспособленными для поедания сочной растительности. На передних ногах у этого странного существа было по четыре пальца, а на задних по три; строение лап напоминало собачьи. Черные полоски или пятна на рыжей шерсти помогали ему маскироваться в тени деревьев, чтобы избежать смертельной встречи с хищниками. И вряд ли кто поверил бы тогда, что эта невзрачная лесная зверушка станет праотцом стройных английских скакунов, изящных арабов и могучих першеронов!
И правда, то существо, от которого произошла домашняя лошадь (Equus caballus), имело мало общего со своими нынешними потомками.
Останки эогиппуса (Eohippus), с которого начинается эволюционный ряд лошадей, были впервые найдены в США в 1867 году. Считается, что в лесах Европы в те же времена жил его ближайший родственник – гиракотериум.
Забегая вперед, стоит сказать, что в течение ледникового периода, когда эогиппус и его потомки, перейдя по перешейку, который был на месте Берингова пролива и соединял вышеприведенные материки, расселились по Евразии, две линии соединились. Причем лошади, оставшиеся в Америке, по неизвестным причинам вымерли около 10 тысяч лет тому назад. Снова лошади попали туда только в XVI веке вместе с испанскими завоевателями.
Но вернемся к маленькому эогиппусу. Как уже было сказано, передние ноги у этой «лошадки» были четырехпалые, а задние – трехпалые. Следующий предок лошадей, мезогиппус, был полностью трехпалым и чуть крупнее. Трехпалые конечности прекрасно подходили для болотистой местности, они помогали животному не увязнуть в топкой трясине, но ограничивали его скоростные возможности. Впрочем, быстрота была не очень важна для выживания в глухих лесах, которые 20 миллионов лет назад господствовали на земле.
Из-за изменения климата густая лесная растительность постепенно сменилась степями и саваннами. Единственным спасением «древней лошадки» стало стремительное бегство, которое развило длинные ноги и средние пальцы. Вместе со средой обитания менялся жевательный аппарат: теперь животное должно было питаться грубой пищей.
Именно на этом этапе в семействе лошадиных появляются многочисленные боковые тупиковые ветви, которые несколько запутывают его историю. Некоторые из них просуществовали довольно долго. Например, трехпалые гиппарионы вымерли всего 15 тысяч лет назад. Увы, но они не смогли конкурировать с плиогиппусом – первым однопалым потомком эогиппуса. У него боковые пальцы полностью атрофировались, а средние, увеличившись в размерах, ороговели и постепенно превратились в копыта; опора на пальцы, а не на стопу давала возможность быстро передвигаться; пропорции тела уже напоминали современных скакунов. Эвкус – основатель всего последующего лошадиного рода – окончательно сменил плиогиппуса 1,5 миллиона лет назад.
Эволюционный ряд лошадей
Именно в это время отделяются непосредственные предки лошади Пржевальского и тарпана. Уже ближе к началу одомашнивания лошади, приблизительно 6 тысяч лет назад, насчитывалось четыре основных лошадиных типа: два – пони и два – лошадей. Любая современная лошадь и пони по всем признакам ведут свой род от одного из этих типов, произошедших от эвкуса под влиянием различных климатических условий. (Сразу отметим, что эти четыре типа не являются теми, о которых будет рассказано в разделе «Многообразие лошадей».)
Первый тип пони обитал на северо-западе Европы и напоминал современного эксмурского пони. Этот тип дал начало северным породам пони. Второй же тип, с более мощным корпусом и крепкой головой, походил внешне на лошадь Пржевальского и жил на севере Евразии. Согласно мнению некоторых ученых, от него и произошли тяжеловозы.
Ахалтекинцы – наиболее вероятные потомки лошадей первого типа. Эти скакуны имели тонкие кости и были приспособлены к жизни в жарком климате. Второй лошадиный тип, найденный в Западной Азии, – самый мелкий, но наиболее изящный. Скорее всего, от него и произошла самая популярная в мире порода – арабская.
Последний тип явился предшественником каспийского пони