Изучая движения человека, и особенно методы их совершенствования, необходимо рассматривать и учитывать не только простейшую, механическую форму движения – перемещения тела и его звеньев в пространстве, но и… источники механических перемещений, а также… цели двигательных действий.
Д. Д. Донской, 1975
Мне как автору приятно, что заинтересовались данной темой и держите книгу для прочтения в руках. Существующее положение рассматриваемого вопроса о ловкости таково, что мало кто желает прочитать что-то новое, ведь о нем столько написано и переписано. Главное – переписано! Дублируют информацию, очень часто не критично подходят к изложению материала без прочтения первоисточника, множат ложные суждения среди новичков, которые решили познакомиться с данной темой.
В монографии исследуются физиологические основы построения движений человека в двигательном действии и показан способ применения биологических знаний для совершенствования процессов в области спорта, физической культуры и двигательной реабилитации.
А если проще, то это исследовательское путешествие того удивительного явления как нервная система управляет телом человека при достижении цели двигательного действия. Ваше внимание будет направлено на первопричину «зарождения» движений – на нервную систему. Но этот взгляд не основан на рефлексологическом подходе «стимул-ответ», т.е. на базу условных рефлексов и стереотипов. Следует отметить, что большинство «прописных положений» в теории и методике физической культуре и спорте основаны на физиологическом подходе, но в основе своем на теории рефлекса, а это не то что прошлый век, а позапрошлый! Человек не биоробот! Он действует по иным, более сложным закономерностям, заложенным в нем его природой. Стоит вспомнить исследования системных положений физиологии двигательного поведения человека, которым посвятил значительную часть своего времени П. К. Анохин в своей творческой жизни.
Активная фаза расшифровки этой сложной конструкции управления движениями началась мною с 2012 года и из года в год этот подход конкретизировался и принимал свои материальные черты, находил свое практическое подтверждение. Вот краткий перечень положений этого подхода:
1. Для лучшего анализа процессов, происходящих у человека при построении движений следует мысленно расчленить двигательное действие и результат (цель).
2. При обучении свое внимание уделять не только внешней форме двигательного действия, а способам достижения цели формируемым двигательным действием. Осознать, что двигательным действием мы достигаем запланированную цель!
3. Двигательное действие – это целенаправленный двигательный акт (поведенческий), сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо потребной для общества или личности задачи в двигательной ситуации, где фиксируется предметный результат (цель).
4. Освоенный способ достижения субъектом заданного целевого результата двигательного действия последовательным решением двигательных задач – это и есть двигательное умение.
5. Квалифицированный педагог последовательно формирует у ученика умения, но приходится констатировать, что в реальности сейчас (и по незнанию своему) большинство учителей удовлетворяются только двумя способами – по образцу и стабильно.
В работе описывается цикличность присвоения нервной системой цели двигательного действия, затронуты ключевые положения процесса развития человека – познания самого себя, своих возможностей и расширения своего сознания. В этом видится основной результат проведенного мною исследования!
Цель данного издания – познакомить читателей с содержательными основами понятия «ловкость» и показать, что соблюдение технологии формирования техники двигательного действия, в основе которой лежат закономерности развития ловкости у человека, гарантированно обеспечивает успешность достижения необходимых результатов.
Логика изложения в книге такова. За основу взято определение ловкости у Н. А. Бернштейна (1947) и последовательно раскрывается изначальный смысл основных терминов в данном определении – двигательных способностей, двигательных задач на субкортикальных и кортикальных уровнях нервной системы, роли их решений в достижении цели двигательного действия.
Результаты исследования позволяют выделить следующие двигательные умения – умение формировать образ цели двигательного действия, умение достигать цель по сформированному образу, умение стабильно достигать цель, умение вовремя достигать цель, умение устойчиво достигать цель, умение вариативно достигать цель. Поэтому 6 педагогических этапов обучения.
Понимание механизмов построения и управления движениями приводит педагога к более точному представлению о технологии обучения упражнению, утончённому её созданию и такому же применению.
В. Н. Курысь, 2013
Глава 1 Теоретический анализ содержательных основ ловкости как способности человека решать двигательные задачи
В определении ловкости, которой дал Н. А. Бернштейн в 1947 году «ловкость человека – это его «способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшею двигательною задачей: 1) правильно, т.е. адекватно и точно; 2) быстро, т.е. скоро и споро; 3) рационально, т.е. целесообразно и экономично; 4) находчиво, т.е. изворотливо и инициативно».
В существующих теориях (концепциях) управления движениями человека (Н. А. Бернштейн (1948, 1966), П. К. Анохин (1975), В. Т. Назаров, Я. М. Коц (1975), Н. Н. Бехтерева (1971), В. М. Дьячков (1972), Д. Д. Донской (1968), Н. Д. Гордеева (1995), В. П. Зинченко (1982), Л. В. Чхаидзе (1965), В. С. Фарфель (1975), А. И. Назаренко (1994, 2009), В. Н. Курысь (2013), С. В. Дмитриев (2014), Р. М. Городничев (1991), В. С. Гурфинкель, Ю. С. Левик (1990), И. П. Ратов (1972), С. В. Голомазов (2003) и многих других) основными терминами являлись «двигательные способности» и каждый из них вкладывал свой смысл или поддерживал существующий взгляд других авторов для их применения в своих научных исследованиях.
Разнообразие определений «способностей» человека, включая «двигательные», обусловлено принятием сформулированной Ф. Гамильтоном (1762—1829) закономерности – способностей столько же, сколько и видов деятельности. Если продолжать придерживаться такого подхода при изучении «способностей», то определить обобщающие единые закономерности управления движениями из-за многообразия сознательных поведенческих актов человека будет невозможно. Таким образом, первое противоречие в изучении движений человека, было заложено еще в конце 18 – начале 19 века