Многие афоризмы и крылатые фразы настолько прочно вошли в нашу повседневную речь, что мы часто не помним автора меткого высказывания. Надо обладать особым даром, чтобы парой фраз выразить смысл проблемы, о которой можно писать целые тома глубокомысленных размышлений. С таким талантом нужно родиться, его нельзя выработать годами писательского труда. Остротой мысли и меткостью слова могут гордиться многие выдающиеся люди прошлого и настоящего, однако, чтобы войти в «золотую сокровищницу» афористики, недостаточно удачно пошутить или построить красивую фразу. Ценность афоризмов заключается в том, что сказанное уже не нуждается в пояснениях, становясь маленьким словесным шедевром. Они основываются на духовном опыте, в котором истина не обязательно доказана, но несомненно прожита.
Яркие изречения знаменитых людей дают нам возможность познакомиться с духовной историей различных народов в то или иное время. Однако стоит заметить, что по сути древние афоризмы мало чем отличаются от современных, разница в стиле изложения выглядит несущественной в сравнении с тем, что их объединяет: мудрость, образность и глубокий смысл.
Популярность той или иной тематики афоризмов в разные столетия свидетельствует о нравственных и моральных канонах соответствующего исторического периода, так как отражает не только личный, но и общественный взгляд на жизнь. На тематике афоризмов непременно лежит отпечаток породившей ее эпохи. Однако есть общая для всех исторических периодов тематика, нацеленная на «вечные» вопросы. Из века в век в афористике поднимаются важные для всего человечества вопросы, звучат старые истины, которые либо забылись, либо стали настолько привычными, что уже не обращают на себя должного внимания. Появляясь в новом обличье, в соответствии со вкусовыми стилистическими пристрастиями, они обретают вторую жизнь.
В древние века люди стремились кратко формулировать значимые для них мысли, облекая их в форму изречений. В Древней Греции и Риме эти глубокомысленные высказывания оформляются в особый жанр.
Большую роль в развитии афоризма сыграли восточные мудрецы. На Востоке афористическая мысль имела главным образом этическую направленность и призывала к самосовершенствованию.
В Средние века, как правило, преобладали религиозные и богословские тексты.
Постепенно религиозную тематику сменяет светская, получившая распространение в эпоху Возрождения. В афоризмах этого периода в центре внимания оказывается человек со всеми присущими ему страстями, желаниями и проблемами не только экзистенциального характера, но и повседневного существования. Появляется юмор, сочетающийся с самокритикой и самоиронией.
XVII–XVIII века – новый виток в развитии афоризма как литературного жанра. Именно в это время были написаны одни из лучших изречений в истории, принадлежащие перу Б. Паскаля, Ж. де Лабрюйера, И. В. Гёте и др. Культ рассудка, влияние классицистической поэтики – вот характерные черты афоризмов данного периода.
С течением времени афоризмы становятся все более разнообразными по стилю и блестящими по форме, часто несущими сугубо развлекательную функцию. Однако, как правило, под маской юмора скрываются размышления об основополагающих сторонах жизни человека, о глобальных проблемах, терзающих людей во все времена.
В XIX–XX веках в афористике наряду с назидательным направлением стремительно развивается парадоксальное, блестящими представителями которого стали Ф. Ницше, О. Уайльд, Б. Шоу, Т. Манн, С. Дали, А. Камю, Е. Шварц, Ф. Раневская и др. Их высказывания – это захватывающая игра мысли и слов, где подчас стираются грани между добром и злом. Читатель не получает готовых ответов на мучающие его вопросы, но вынужден самостоятельно разрешать возникающие парадоксы.
Материал в нашей книге расположен в хронологическом порядке, от Древнего мира до XX века, что дает возможность читателю проследить эволюцию афористического жанра и человеческого мировоззрения и, путешествуя через эпохи и страны, найти ответы на многие важные вопросы.
Суриков В. И. Колизей (фрагмент)
Гомер
между XII–VII вв. до н. э
Бог находит виновного.
Время на все есть: свой час для беседы, свой час для покоя.
Гибок язык человека; речей в нем край непочатый.
Женщину украшает молчание.
Какое слово скажешь, такое в ответ и услышишь.
Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков.
Мужчины устают от сна, занятий любовью, песен и танцев быстрее, чем от войны.
Нет ничего пагубнее женщины.
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
Не навязывай услуг против воли.
Об одном следует говорить, а о другом – молчать.
Прекрасное недолговечно.
Сотни воителей стоит один врачеватель искусный.
Тот ненавистен мне как Ада врата ненавистны
Кто в душе скрывает одно, говорит другое.
Гесиод
VIII–VII вв. до н. э
Бедами полнится все: и земля, и морская пучина.
Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно
Жизнь проживает, подобно безжальному трутню, который,
Сам не трудяся, работой питается пчел хлопотливых.
Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.
Истинно велик тот человек, который сумел овладеть своим временем.
Медлительный борется с бедами всю свою жизнь непрерывно.
Нет никакого позора в работе: позорно безделье.
То слово не исчезнет совершенно, которое повторяется многими в народе.
Пифагор
около 580–около 500 гг. до н. э
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Бедность не добродетель, а уменье переносить бедность – вот добродетель.
Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем.
Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать.
Две вещи делают человека богоподобным: жизнь для блага общества и правдивость.
Делай великое, не обещая великого.
Жизнь подобна зрелищу; в ней часто весьма дурные люди занимают наилучшие места.
Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления.
Лесть подобна оружию, нарисованному на картине, она доставляет приятность, а пользы никакой.
Неразумные при выпивании вина доходят до опьянения, а при несчастьях – до совершенной потери ума.
Одинаково опасно и безумному вручать меч, и бесчестному власть.
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?» Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?»