Коллектив авторов, Сергей Александрович Красильников - Маргиналы в советском социуме. 1930-е – середина 1950-х годов

Маргиналы в советском социуме. 1930-е – середина 1950-х годов
Название: Маргиналы в советском социуме. 1930-е – середина 1950-х годов
Авторы:
Жанры: Монографии | История России
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Маргиналы в советском социуме. 1930-е – середина 1950-х годов"

В коллективном труде рассматриваются процессы маргинализации ряда социальных, этнических и конфессиональных групп советского социума в контексте трансформации советской внутренней политики в 1930–1950-е годы. В очерках отражены основные аспекты, характеризующие механизмы формирования и эволюции таких «теневых» элементов социальной структуры, как тылоополченцы, спецпереселенцы, этнодепортанты, конфессиональные маргиналы, лица, подвергшиеся госпроверке («фильтранты»), частные предприниматели. Представлены основы жизнедеятельности названных групп (социальные статусы, облик, адаптационные практики).

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Маргиналы в советском социуме. 1930-е – середина 1950-х годов


© Красильников С. А., Шадт А. А., введение, 2017

© Коллектив авторов, 2017

© Политическая энциклопедия, 2017

Введение

Маргинальность, понимаемая как временная или окончательная утрата индивидом, группой, с утратой своего прежнего статуса и идентичности с выводом ее носителей на периферию социальных отношений или вовсе в теневую часть социальной структуры общества, является предметной областью для многих социальных наук. В ХХ в. в России (СССР) с ее радикальным сломом политических и социальных структур, участием в двух мировых войнах, утверждением тоталитарного режима, громадной мобильностью населения число и разнообразие маргинальных групп было и остается весьма значительным. Среди данных групп различаются маргиналы естественные, выпавшие из социальных, этнических, культурных, конфессиональных связей («дно»), и маргиналы, искусственно порожденные целенаправленной репрессивной и дискриминационной политикой сталинского режима. Ретроспективный анализ причин возникновения, условий и последствий существования искусственной маргинальности сталинской эпохи позволяет глубже осмыслить феномен маргинальности в современном российском обществе. Упомянем только о влиянии последствий массовых этнических депортаций на современное состояние межнациональных и межгосударственных отношений внутри России и сопредельных с ней территорий. То же касается трудно преодолеваемых традиций подавления государством прав и свобод личности, с одной стороны, и устойчивого социального иждивенчества – с другой.

«Новые» маргиналы, получившие свой статус в результате целенаправленной политики советского государства, обладали особой спецификой. Во-первых, традиционная маргинализация предполагает, в силу каких-либо обстоятельств (внешних или внутренних), разрыв индивида со своей социальной группой без последующего вхождения в другую. Вначале происходил разрыв (как правило, принудительный) группы с обществом, а в последующем процесс распространялся и на членов группы («зависшая» группа получала особый, режимный статус). Во-вторых, маргиналы традиционно рассматриваются как группы, «исключенные из общества», вытолкнутые за пределы социально значимых структур, создавшие свою субкультуру и воспроизводящие сами себя, представляющие серьезную опасность для социума[1]. Тотальный контроль ОГПУ – НКВД – МВД над «новыми» маргиналами не оставлял им шансов не только для реализации деструктивных действий, но и каких-либо действий вообще, фиксируя их маргинальный статус на неопределенный срок, в зависимости от желаний советского бюрократического аппарата, способного в одночасье как превратить любую социальную или этническую группу в маргиналов «навечно», так и «назначить» им любой социальный статус по своему усмотрению, переведя из маргинального состояния в социально значимое. Авторы исходят из положения о том, что категории маргинальности и маргинализации являются одними из определяющих (институциональных и структурных) характеристик советского общества в 1930–1950-е гг., что и определило актуальность нашего исследования.

В совокупности политической и социальной систем советское общество имело двухуровневое устройство: легитимное, представленное официально закрепленными институтами «народовластия» и «трехчленной» социальной структурой, и «теневое», представленное властью партийно-государственной бюрократии и социальной структурой, отягощенной наличием значительного числа пограничных, маргинальных групп [заключенные, спецпереселенцы, ссыльные, лица, проходившие государственную проверку («фильтрацию»), и др.]. Государственные репрессии, ставшие важнейшим инструментом внутренней и внешней политики сталинского режима в сочетании с влиянием и последствиями экстремальных факторов (участие СССР во Второй мировой войне), многократно усугубили традиционные и породили новые социальные аномалии. Приняв в 1930-е гг. характер государственной политики, маргинальность в СССР приобрела институциональный, устойчивый характер и сформировала условия и механизмы своего воспроизводства. Маргинальные группы составляли основу для функционирования в экономике подсистемы принудительного труда. Политика депортаций и других форм репрессий привела к радикальным сдвигам в демографической ситуации как в регионах их осуществления, так и в регионах массового размещения маргиналов. Маргинальность, в свою очередь, порождала соответствующие формы социальной организации и субкультуры, принимающие, в условиях тотального контроля и давления со стороны государства, искаженные формы.

Авторы поставили перед собой цель комплексного изучения формирования и эволюции ряда новообразованных маргинальных групп сталинского общества (тылоополченцы, социальные и этнические спецпереселенцы, лица, подвергавшиеся процедурам государственной проверки, – «фильтранты», «теневые» предприниматели, верующие и служители религиозных культов). Центральное место в работе занимает реконструкция политики сталинского режима, способов и последствий ее осуществления в отношении указанных маргинальных групп, а также анализ повседневной маргинальности.

Научный анализ возникновения и трансформации массовых маргинальных групп позволил авторам выявить и изучить такое явление, как советская модель институциональной маргинальности, в основе своей искусственной, то есть порождаемой и закрепляемой специальной государственной политикой. В работе представлены результаты осуществления многоаспектного анализа процессов маргинализации и как особой подсистемы политики сталинского режима, и как фактора, определявшего динамику социальной структуры советского общества («теневой» его части), и как явления, формировавшего систему ценностей и поведение маргинальных групп.

Из совокупности категорий маргиналов сталинской эпохи авторами исследования избраны и представлены в монографии шесть маргинальных групп, имевших как общие, так и специфические черты. Тылоополченцы, или армейские маргиналы, формировались из числа «лишенцев» призывного возраста и направлялись для прохождения воинских обязанностей в части, обслуживавшие отрасли гражданской и военной экономики (добыча угля, лесозаготовки, строительство дорог и т. д.). Возникновение и длительное существование спецпереселенцев – крестьян и этнических спецпереселенцев – явилось результатом сталинской внутренней и внешней политики. «Теневики» являлись порождением советской нерыночной экономики. «Фильтранты» – бывшие военнопленные, лица, находившиеся на оккупированных территориях, угнанные в Германию и т. д., – являлись маргиналами военного времени. Конфессиональная маргинальность имеет свою специфику. Несмотря на конституционные положения, в советском обществе все граждане, исповедовавшие религиозные взгляды, относились к «группам риска». В данной работе акцент сделан, прежде всего, на конфессиональных группах (верующие и служители отдельных «неофициальных» религиозных культов), которые рассматривались властью как идеологические противники, конкуренты в борьбе за «умы и души» и получившие статус маргиналов по факту депортаций по конфессиональному признаку [баптисты, «молчальники», истинно-православные христиане (ИПХ), «иеговисты»].


С этой книгой читают
В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д., дается подробный анализ психической травматизации у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования ПТСР. Как послед
Эта книга – ключ к Таро Уэйта, самой популярной колоде для гадания в мире. Подробное и доступное руководство не только познакомит вас с историей и символикой колоды, созданной британским оккультистом и мистиком Артуром Эдвардом Уэйтом, но и позволит сразу же применить полученную информацию на практике и заглянуть в будущее.Здесь вы найдете основные правила гадания и работы с Таро, детальные описания прямых и перевернутых значений каждой из 78 кар
В этой книге собраны рождественские рассказы талантливых русских писателей-классиков, и некоторые имена станут открытием для читателей. Многие произведения не переиздавались, потому что авторы были репрессированы и попали под запрет, другие остались лишь в старых столетних журналах. Эти рассказы ярко описывают будни и праздники ушедшей эпохи. Удивительно, что ожидания и чаяния людей почти не изменились. Надежды героев накануне Нового года, их мол
Книга является первой в своем роде работой, которая простым и доступным языком знакомит читателей с такой сложной темой, как гендерная дисфория. Рассматривается проблема терминологии и лексики, приведен обширный обзор истории развития транс-психологии, описаны модели клинической диагностики и различные типы медицинских и психологических услуг, которые могут предоставляться людям с гендерной дисфорией, а также предлагается специально разработанный
Данная монография отражает новые тенденции в подготовке бакалавров и предлагает конкретные изменения, которые основаны на изучении психолого-педагогической литературы, нормативных документов, существующей системы подготовки.Автор исходит из изменений и преобразований, происходящих в системе подготовки студентов (бакалавров) в высшей школе, ставит задачу разрешения насущной для системы образования проблемы подготовки студентов к творческой педагог
В монографии рассматриваются вопросы теории детективного жанра, некоторые малоизвестные главы его истории, удачные и не очень удачные примеры соревнования экранизаций детективов с их литературным первоисточником. Показывается, как детективу удается быть по преимуществу головоломкой, не порывая при этом с художественностью. Развенчиваются некоторые популярные мифы о детективе: миф о возможности использования детективного сюжета как "упаковки" для
Монография посвящена исследованию специфики художественного историзма лирики поэтов пушкинской поры. В работе собран и рассмотрен обширный материал, включивший в себя множество поэтических текстов первой половины XIX века. Внимание к ним носит разноуровневый характер: это и проблемы литературных направлений, жанров, художественного своеобразия, и версификационные особенности памятников русской поэзии.Книга предназначена для литературоведов, препо
В монографии раскрываются теоретические основы организация управленческой деятельности директора сельской школы в условиях полицентризма. Полицентризм, как одно из положений новой парадигмы управления, служит основанием для создания оптимальных социально-педагогических условий исполнения государственных планов по реструктуризации сети сельских учреждений образования. Монография адресована научно-педагогическим работникам системы постдипломного об
Был ли легендарный Евпатий Коловрат язычником? Сражался ли он двумя мечами? Как его смогли расстрелять из камнеметов? Где он нашел последнее пристанище? Отчего войско Батыя не пошло на Новгород? Книга посвящена истории одного из самых ярких русских героев и созданию эпичной кинокартины «Легенда о Коловрате». Евпатий Коловрат – кто он? Последний непокоренный рыцарь Рязанского княжества? Или воин Христа, кладущий душу за други своя? Читателю будет
Самая известная работа классика психологии Леона Фестингера в современном изложении. Понятие «когнитивный диссонанс» плотно вошло в нашу жизнь ‒ этот психологический феномен воздействует на наше поведение и восприятие мира. Люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и личными мотивами своего поведения – иногда даже вопреки здравому смыслу. Стремление снизить диссонанс является важнейшей потребностью в жизни любого челове
Что делать, если в тебя влюбились сразу два парня? Перед Олей встал сложный выбор, ведь и Артём, и Никита ей одинаково дороги. Разум молчит, а сердце неистово бьётся рядом с каждым из них. Кому же из них придётся отступить и стать лишним — властному и циничному Артему или великодушному и дипломатичному Никите?
Меня же предупреждали держаться от него подальше, но как назло каблук подвернулся, и я нелепо замахала руками, падая ему в руки: — Ты специально преследуешь меня? Что тебе нужно, мелкая? — Прости, я не хотела... — Надоела! — рявкнул Тим и подхватил меня на руки, а я лишь взвизгнула и обвила руками его шею. – Теперь хотела или не хотела, а нарвалась.