Глава 1
Возникновение и развитие западноевропейского масонства
Королевская масонская энциклопедия Англии предлагает двенадцать теорий происхождения масонства. Среди них происхождение масонства от библейских патриархов и от языческих мистерий, от времени строительства Соломонова храма и от Крестовых походов, от древнеримской коллегии мастеровых, ремесленников-строителей Средневековья и розенкрейцеров XIV столетия.
Литература о масонстве предлагает разнообразные определения, сводимые в несколько групп. Первую из них можно условно определить как этико-психологическую. Она рассматривает масонство как «состояние души»[1], «изумительную по красоте систему нравственности, завуалированную аллегорией и иллюстрируемую символами»[2], «духовное учение о постоянном самосовершенствовании»[3]. Вторая группа во главу угла ставит организационный принцип, рассматривая масонство как «религиозно-философское общество»[4], «религиозно-нравственное движение»[5]. Очевидно, наиболее адекватно отражает состояние дела синтезирующий подход к определению рассматриваемого явления. О. Ф. Соловьев считает масонство «сплавом определенных организационных и духовных начал»[6].
Конечно, масонство, прежде всего, является организацией. Нет масона вне ордена, вне ложи. Об организационных принципах масонства свидетельствуют уставы орденов вольных каменщиков. Конституция Великого Востока Франции определяет франкмасонство как «учреждение филантропическое, философское и прогрессивное»[7], устав Великой ложи Франции – как «посвятительный орден, основанный на принципах Братства»[8]. Конституция Великой национальной ложи Франции определяет масонство как «свободную Ассоциацию независимых людей, ставящих своей целью воплощение на практике идеалов Мира, Любви и Братства»[9].
В то же время специфика масонства как организации заключается в том, что доступ в нее открыт людям, обладающим определенными этико-психологическими качествами. «Королевское искусство»[10], как показывает его история, объединяло лиц самой различной ориентации: от мистиков и оккультистов до рационалистов, от истово верующих до воинствующих атеистов, от замшелых консерваторов до ярых прогрессистов. Тем не менее вступающие в братства вольных каменщиков должны были обладать склонностью к философствованию (интеллектуальные упражнения в форме чтения и обсуждения «зодческих работ» являлись важной, если не важнейшей частью заседаний лож), терпимостью к чужому мнению (что предполагает широту мышления и свободу от догматизма), интересом к символике, театрализованно-ритуальным действиям (неотъемлемая часть работы ложи). От брата требовалась также определенная степень альтруизма, выражающаяся в филантропической деятельности. Он, как правило, должен обладать общественной активностью, так как масонство ставит своей целью совершенствование всего человечества.
Таким образом, в представлении автора масонство есть философско-этическое и социально-психологическое явление общественной и духовной жизни, основанное на организационных принципах и предъявляющее своим членам определенные этические требования.
История современного масонства началась в 1717 г. В этот год в день Иоанна Крестителя (24 июня до сих пор отмечается как общемасонский праздник) четыре лондонские ложи – «Виноградной кисти», «Гуся и противня», «Короны и яблока», получившие свои названия по именам таверн, где они собирались, объединились в Великую ложу Лондона и избрали дворянина Антона Сойера Великим Мастером. С 1738 г. Великая ложа Лондона стала именоваться Великой ложей Англии.
Мифологическая предыстория масонства (культивируемая как частью братьев, так и их противниками – антимасонами) связывает его возникновение с прародителем человечества Адамом – первым строителем на земле, строительством египетских пирамид и таинствами египетских жрецов, возведением Соломонова храма и библейским мастером Хирамом, учениями Талмуда и каббалы, древней магией, средневековой алхимией и т. д. Устойчиво удерживается легенда о связи братства вольных каменщиков со средневековым орденом тамплиеров и выполнении ими заветов сожженного на костре французским королем Филиппом IV Красивым в 1314 г. последнего великого магистра ордена Жака Моле.
В реальности масонство уходит своими корнями в средневековые братства ремесленников-строителей и идейные искания европейских интеллектуалов XVII в. Уставы строительных артелей дают возможность узнать жизнь их участников. Некоторые виды работ производились ими в закрытых помещениях, называемых ложами. Для холостых рабочих эти помещения одновременно служили спальнями. Здесь же хранились инструменты, вещи работников, совершались братские трапезы, велись профессиональные разговоры, касающиеся секретов мастерства, поэтому ложи тщательно оберегались от посторонних. За ходом работ и поведением каменщиков следили старшие мастера и их помощники – надзиратели. Вступая в артель, рабочие принимали присягу «над книгой», очевидно, Уставом гильдии. Строители в силу специфики своей деятельности переходили с места на место. Это приводило к появлению системы условных знаков, паролей, позволяющих определить «своих» среди «непосвященных». Сообщение условных знаков составляло существенную часть церемонии вступления в артель и перехода из одной квалификационной категории в другую: из учеников в подмастерья, затем в мастера. Ритуальная часть в гильдиях соблюдалась не менее строго, чем предписания общегражданской и профессиональной этики. Между различными артелями существовали организационные связи, и работники могли рассчитывать на помощь и поддержку собратьев по ремеслу. Братства оказывали помощь своим престарелым членам, их вдовам, детям, оказавшимся сиротами.
В конце XIV в. в английских документах появился термин «франкмасон». Английская традиция связывает его со «свободными» камнями мягких пород: мрамором, известняком и пр., которые, в отличие от обыкновенных камней, использовались для более тонкой, художественной работы. Термин первоначально обозначал более квалифицированных работников. Французская традиция выводит термин «свободный», «вольный» из возможности для ремесленников-строителей свободного передвижения по феодальной Европе.
В масонстве остались очень сильными элементы ритуала средневековых строительных братств. Это проявляется в определенной закрытости ордена. Его первоначальная структурная единица называется ложей, ею руководит Старший Мастер и два Надзирателя. Собрания ложи начинаются с проверки, «покрыт ли храм?», то есть нет ли посторонних среди собравшихся. В масонский ритуал входят условные знаки и слова, сбор средств в пользу нуждающихся братьев. Среди символов преобладают строительные инструменты: циркуль, наугольник, молоток, уровень, резец, линейка и т. д., имеющие свои толкования. В символические одеяния братьев входят фартук и перчатки как элементы строительной спецодежды.