Человек создан для счастья, как птица для полета
А. П. Чехов
Здравствуйте, мои дорогие читатели. Автор книги врач с огромным опытом практической работы. Каждый медик может рассказать вам несколько случаев, воспринимаемых им как чудо, объяснений для которого у него нет. Но абсолютное большинство медиков и не пытаются объяснить это. Отделываются словами «мы мало знаем об организме». Их вполне устраивает официальная доктрина. С ней спокойнее. Попытка пересмотра догматов веры простите, медицины, ведет к неконтролируемой агрессии со стороны первосвященников. И чем больший пост занимает этот врач, и чем ближе пересмотр касается его профессии, тем ярче этот взрыв. 20 лет назад я, работая анестезиологом, сделал блокаду нервного сплетения парализованной больной. И каково было мое удивление, когда через час она встала и пошла без посторонней помощи. Потом я узнал, что такие же наблюдения были описаны еще в 1937 году. Попытка объяснения данного феномена привела к появлению математической модели нервной системы. Так получилось, что данная модель описывает и объясняет все «чудеса», объединяет и систематизирует столь разные и столь похожие взгляды как западную и восточную медицину, гомеопатию и народную медицину, психологию и духовные практики. Модель не придумывает ничего нового, она показывает, почему все это работает и почему не работает, исходя из механизма работы нервной системы. Все это описывается живым, «человеческим» языком.
Также я делаю попытку ответить на основной вопрос медицины «Зачем нужны болезни?»
Книга разделена на 4 части. В первой я расскажу вам о том, какие нестыковки существуют в современной медицинской науке, и как предложенная модель позволяет это преодолеть. Во второй части мы разберем практическое значение данной модели, как это помогает понять причину заболеваний и какие пути лечения она предлагает. В третьей части мы выясним, какими качествами должно обладать идеальное лечение. И в четвертой части я расскажу о методе «Аудиокатарсис», созданном для доказательства предложенной модели, и какие невероятные результаты показал этот метод при различных заболеваниях, считающихся неизлечимыми,.
Эволюция медицинских взглядов
Мы не можем говорить о медицинских концепциях, существовавших в бесписьменный период. По дошедшим до нас рисункам и предметам мы можем составить представления о методах лечения, но не о принципах подхода к медицинским проблемам. Считается, что изначально это был период «инстинктивной самопомощи». Не стоит снисходительно относиться к подобному виду лечения. С помощью своих органов чувств человек находил растения, могущие облегчить его состояние. До сих пор у людей сохраняются некоторые виды подобного лечения: поглаживание больного места, желание больного принять тот или иной продукт, совершить то или иное действие. Возможно, что нежелание современного человека доверять сильнейшему инстинкту – самосохранения, наряду с изменением биосферы и развитием второй и третьей сигнальных систем привело к увеличению числа больных.
Существенным недостатком «инстинктивного» лечения является невозможность лечить других. В этом случае инстинкт молчит. Поэтому следующим этапом развития медицины явилось накопление полученных данных, попытки их обобщения и анализа.
Первой такой попыткой было появление демонологической (культовой) медицины. Принято скептически относиться к демонологической медицине. Использование различных предметов, ритуалов с целью лечения недостаточно эффективны, но считается, что появление демонологических представлений привело к развитию ритуалов. Может быть, мы путаем причину и следствие? Почему-то не принимается в расчет возможность появления демонологических представлений как следствие наблюдения эффективности какого-то действия, впоследствии превратившегося в ритуал. Современная медицина так же дает множество подобных примеров. Например, сначала был замечен иммуномодулирующий эффект дибазола (препарата, используемого для снижения артериального давления), снижение риска заболевания ОРВИ, в результате его применения. Только потом появилось обоснование этого эффекта. Врачи 50-х заметили эффект от применения пенициллина при лечении гастрита. Официальная медицинская наука долгое время отрицала возможность такого эффекта, но многие врачи продолжали его назначать. Спустя несколько десятилетий был открыт Helicobacter, и назначение антибиотиков стало обязательным. В этом случае, действия вышеупомянутых врачей можно признать за проявление демонологической медицины? Сейчас наша российская медицина интенсивно переходит на западную модель. Повсеместно вводятся протоколы лечения и стандарты оказания медицинской помощи. В некоторых случаях включение тех или иных препаратов я не могу себе объяснить ничем другим, кроме лоббирования фармакологическими фирмами. Как практический врач я ни разу не видел пользы от назначений некоторых лекарств, но попробуй их не назначить. Страховые компании мгновенно снимут деньги с больницы, ведь назначение этой группы препаратов прописано в стандартах. И все врачи покорно назначают, в лучшем случае не задумываясь об этом. Такое поведение тоже можно рассматривать как проявление демонологической (культовой) медицины. Может быть, поклонение идолу рациональности, как и идолу клинического опыта – это дороги ведущие в никуда? Поэтому давайте не будем вешать ярлыки на врачей и медицину прошлого, а вместе создадим медицину будущего.
К первым, дошедшим до нас, попыткам обоснования клинического опыта, следует отнести учения, изложенные в трудах «Нейцзин» (XI – VII вв. до н. э.), «Аюрведа» (IX – III вв. до н. э.), учение Гиппократа V в до н.э). Философия традиционной китайской медицины основана на единстве и противоположности пяти первоэлементов: огня, воды, металла, дерева, земли. Неверное соотношение этих элементов ведет к заболеваниям. Гиппократ учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь, слизь, желчь, черная желчь. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения этих жидкостей. Естественно, это достаточно грубое обобщение, но из него видно, что взгляды различных медицинских школ на человеческий организм в то время существенно не отличались. Несколько элементов, соотношение которых определяет здоровье человека. В дальнейшем произошло расхождение направлений развития этих школ. Отношение к организму как взаимодействию различных жидкостей привело представителей западной медицины к углубленному изучению анатомических структур на всех уровнях. Лозунг «лечить больного, а не болезнь» стал не более чем эффектным слоганом. Взгляд же Восточной медицины на человеческий организм как на микрокосм, регулируемый потоками энергии пяти элементов, не подразумевал первичности анатомического состояния органов. Видя взаимосвязь между внешними факторами и состоянием организма, последователи этого направления пытаются найти пути управления здоровьем посредством изменения энергообмена. Считаю, что рассмотрение человеческого организма с одной из этих позиций будет однобоким освещением проблемы.