© Тычинский Н. Ф., 2014
© Заварзина И., иллюстрации, 2014
© Оформление. ООО «Реноме», 2014
Да, это сказки! Сказки для взрослых, потому что взрослые нуждаются в них не меньше, чем дети, и мне жаль, что они обделены таким нужным чтением. Хочется им сказочку рассказать.
То, что у меня получилось в результате, если и можно как-то определить по жанру, то это и есть, скорее, сказки или притчи. Хотя для меня все написанное здесь является чистой правдой, реальной, настоящей, живущей рядом со мной и рядом с вами.
Несколько сказочек, наверное, годятся и детям, но и они написаны для взрослых – не для научения, а скорее для размышления. Хотя читатель сам вправе найти там то, что найдет, и распорядиться этим, как сумеет.
Еще я включил в эту книжку описание некоторых дорогих для меня мест. Такие, наверное, имеются у каждого из нас, а это ведь, согласитесь, тоже сказка.
Однажды, сидя у костра в горах Алтая, я слушал легенду об одном охотнике, что жил в тех краях давным-давно, а теперь оберегает горы от «плохих» людей. Я хорошо представлял героя, события, но еще я видел, что для рассказчика, охотника алтайца, легенда эта – большая реальность, чем сегодняшнее настоящее. Он знал своего героя, понимал его и уважал, как близкого друга и учителя. Этот рассказчик совершенно не сомневался в правде легенды, реальности того, что сейчас на самом деле стоит где-то рядом, под кедром, мудрый хранитель гор и наблюдает за нами.
Сказка, придуманная или увиденная, – это то, что имеет особую материализацию смысла, правды, справедливости и красоты в слове. В сказках не нужно искать простой морали, в них можно увидеть цельность жизни в самом простом и одновременно сложном, то, о чем каждый человек думает, пока живет на этой земле. И его подключенная к сказке фантазия добавит еще новые, собственные актуальные смыслы.
Желаю вам, дорогой читатель, найти исключительно свое, особенное понимание содержания этой книжки. Вы будете абсолютно правы и совершенно точны во всех своих выводах! Я согласен с вами и благодарен за внимание!
Ночью многое реальнее, чем днем, но это особая реальность. Ночь – пора сказок. Или приснится, или почувствуется, или представится. Не обязательно спать…
Из окна видно небо. Его видно всегда, так стоит кровать, а шторы всегда открыты. Его видно, когда сидишь и за письменным столом, и когда стоишь у окна. Это окно на последнем этаже высокого дома, ничего не мешает.
Бескрайнее пространство плывущих облаков.
Почти полная Луна. Кажется, что она летит, а звезды неподвижны.
С запада надвигается облако – округлое, большое, мягкое.
Нет, это не облако, а туча. Она только казалась светлой и спокойной, а сама, мрачная, злобная, быстро перестроилась в небе и проявила себя, закрыв Луну.
На самом деле это не туча. Стоило лишь присмотреться, и стало понятно, что это Чудовище. Оно притворялось то облаком, то тучей, но теперь готовится напасть и раскрылось в хищном оскале рваной пасти с огромными острыми крыльями и сверкающими глазами. На кого Чудовище сегодня нацелилось? Не Луна жертва – Чудовище проносится мимо, куда-то дальше. Луна смотрит вслед и сжимается от ужаса щербатым краем. Мы с Луной не знаем, кто пострадалец, заглядываем оба за край неба, но не видно…
Звезды в курсе, что тут в небе творится, – перемигиваются и закатывают глаза. Они всегда больше знают, но никогда не скажут, в чем дело. У них общение только между собой, с другими они не знаются. Их разговор понять невозможно – он сложный для нашего разума. Можно только придумать, о чем они светят.
Люди придумывают про звезды мифы, теории и легенды, а потом отказываются от прошлых собственных придумок и сочиняют новые.
Это – сказки!
Утром Ежик проснулся и вылез из своей норки. Он послушал Синицу, что сидела на ветке над ним. Синица пела бодрую и красивую песню. Ежику вдруг захотелось сделать что-то такое… ну, такое… от чего можно было бы почувствовать себя Собой…
Ежик пошел прямо. То есть он просто шел прямо, никуда не сворачивал. Он так решил.
Шел он, шел и в конце концов уперся в Большое старое Дерево. Он не ожидал, что так быстро заканчивается возможность идти всегда прямо. Большое Дерево спросило его:
– Ты пришел ко мне?
– Нет, – ответил Ежик. – Я просто шел прямо и попал в тебя.
– Для меня, – ласково сказало Большое Дерево, – ты пришел ко мне. Ты пришел прямо ко мне, – уточнило оно. – И поэтому ты мой гость.
– Я не гость, – возразил Ежик, – я просто иду прямо и не собираюсь ни к кому в гости. А ты стоишь у меня на пути. Я, наверное, обогну тебя и снова пойду прямо, – придумал Ежик и обрадовался своей догадливости.
– Но ты идешь не прямо, твой путь извилист, – совсем не обидевшись на Ежика за его невежливость, сказало Большое Дерево. – Тогда тебе нужно держать верное направление, – добавило оно.
«Да, – подумал Ежик, уже удалившись от Большого Дерева, – я держу направление прямо, а если кто-то на пути мне помешает, я обогну препятствие и пойду дальше опять прямо».
– Я буду идти только прямо, – гордо заявил он вслух.
Так шел он дальше, стараясь выдерживать прямую, проделывая в траве тропинку и перелезая через небольшие камешки и сучки. Это казалось совсем нетрудно – всегда идти прямо. Ежик прошел уже достаточно много, пока не уткнулся в большой камень, через который переползти не получалось. Ежик задумался чуть-чуть, обогнул его и пошел дальше.
«Да, – думал Ежик, – вот как здорово исполнить то, что ты придумал, если у тебя голова на плечах и ты способен найти выход. Надо просто держаться своего пути, огибая препятствия, но сохраняя верное направление».
Так шел он дальше, довольный собой и испытывая чувство гордости от собственной решимости совершить задуманное.
Шурша листьями и пыхтя от осознания важности своей затеи, Ежик вдруг уперся своим черненьким влажным носом в Большую Каменную Стену. Посмотрев по сторонам, Ежик понял, что ни переползти через стену, ни обогнуть ее запросто не получится.
«Если я буду обходить эту стену, то справа или слева мне это делать? И как я потом найду место, с которого дальше снова идти прямо, там, за стеной?»
Ежик удивился неожиданной преграде, потому что он не знал, что дальше делать.
«Если я не придумаю, как мне продолжать идти всегда прямо, то я не смогу осуществить свою мечту», – испугался Ежик.
Сначала он расстроился из-за этого, но потом стал придумывать выход. Ежик не сомневался, что выход есть. Для начала он придумал оставить на том месте, где Стена преградила ему путь, какую-нибудь метку. Он придвинул к себе носом красный кленовый лист. Лист был яркий, заметный и не походил на другие. Он был отличной меткой. Ежик разместил лист поудобнее и пошел направо вдоль стены, чтобы узнать, где и как она заканчивается. Но тут дунул Ветер и унес кленовый лист далеко от того места, которое он должен был охранять. Ежик чуть было опять не растерялся, но он ни за что не хотел выглядеть растерянным. Он просто сильно рассердился на Ветер за то, что тот помешал ему.