Соломон Геллерштейн - Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2

Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2
Название: Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2
Автор:
Жанр: Общая психология
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2"

Издание представляет читателю главные психологические работы профессора Соломона Григорьевича Геллерштейна (1896–1967), одного из лидеров отечественной индустриальной психотехники, ученого, внесшего весомый вклад в психологию труда, тестологию, психофизиологию движений, авиационную психологию, профессиональную педагогику, психологию спорта, эргономику, клиническую психологию (психологию восстановительной трудотерапии), методологию, теорию и историю психологии.

В том 2 включены работы ученого в области восстановительной трудотерапии, а также по проблемам авиационной психологии.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Методология психотехники. Предвосхищение. Эволюция. Труд. Избранные психологические труды. Том 2


© Когито-Центр, 2018

* * *

Соломон Григорьевич Геллерштейн (1967)

VII. Психология и трудотерапия

Восстановительная трудовая терапия в системе работы эвакогоспиталей[1]

Предисловие

Более полутора лет тому назад – в марте 1942 г. – нами была выпущена из печати книжка под названием «Восстановление трудоспособности, трудотерапия и трудоустройство в системе работы эвакогоспиталей». Выпуском этой книжки мы начали серию публикаций, посвященных вопросам восстановительной трудовой терапии. Книжка вышла ничтожно малым тиражом (200 экземпляров), и уже очень скоро выяснилось, что такой тираж совершенно не в состоянии удовлетворить многочисленные запросы врачей, заинтересованных в изучении нашего опыта и перенесении его в другие госпитали. Спрос на книжку, естественно, объяснялся актуальностью поднятых в ней вопросов и отсутствием специальной литературы по этим вопросам – особенно в применении к задачам военного времени.

Поставленные перед необходимостью так или иначе откликнуться на многочисленные запросы, мы стали подготовлять второе издание и одновременно приступили к выпуску небольших брошюр, посвященных отдельным темам большой проблемы восстановительной трудовой терапии[2].

Настоящая книга лишь условно может быть названа вторым изданием выпущенной год назад книжки. Мы сочли необходимым не только развить и переработать целый ряд глав, но и ввести новые главы. В первую очередь нам казалось особенно важным представить возможно шире фактический материал, в обилии накапливавшийся по ходу нашей восстановительной работы. Однако мы не рискнули загромоздить им книгу и выбрали лишь некоторые наиболее показательные случаи. К сожалению, добытое в самое последнее время мы не успели включить в книгу, и оно найдет свое отражение в специальных статьях.

В сравнении с первым изданием значительно расширены отделы, относящиеся к анатомо-физиологической характеристике двигательного аппарата, к методике восстановительной трудотерапии, к эффективности ее и к применяющимся при учете этой эффективности способам документации. Вопросы дифференциально-восстановительной ценности различных трудовых операций, хотя они и являются наиболее существенными, нашли неполное отражение в книге, так как их рассмотрению мы посвятили специальную брошюру, упомянутую выше в примечании. Мы сочли лишь целесообразным перенести из брошюры в книгу – в качестве приложения – схему соотношений между трудовыми операциями, с одной стороны, и движениями, мышцами и периферическими нервам – с другой.

Совершенно отсутствовавший в первой книге исторический материал изложен нами в сжатом виде в последней главе настоящей книги. Факты, сообщаемые нами в этой главе, касаются главным образом состояния восстановительной трудовой терапии в Англии и США.

Несмотря на радикальную переработку первого издания, кое-какие разделы пришлось оставить в почти неизменном виде. Объясняется это тем, что, хотя за истекший год произошли заметные сдвиги в постановке восстановительной трудовой терапии в наших госпиталях, но в целом положение дела остается до сего времени неудовлетворительным, и целый ряд выдвинутых нами положений, никем, впрочем, не оспариваемых, далеко еще не реализован в практике лечебно-восстановительной работы наших госпиталей. Так как эти положения сохраняют свое значение и по сей день, мы сочли себя обязанными повторить их в почти нетронутом виде.

Международная обстановка сейчас значительно изменилась по сравнению с той, какой она была год назад. Мы сейчас намного ближе к окончательной победе над фашизмом, чем были в прошлом году. Но напряженная борьба с вторгнувшимися в нашу страну варварами еще продолжается. Требования к срокам и качеству лечебно-восстановительной работы наших госпиталей ни в малой степени не утратили своей остроты. Все средства скорейшего восстановления боеспособности и трудоспособности бойцов и командиров, покупающих ценой своей крови победу на фронтах Отечественной войны, должны быть как никогда мобилизованы.

Но даже когда борьба завершится окончательным разгромом врага и страна наша направит все силы на залечивание ран и на восстановление всего, что было разрушено войной, не последнее место в предстоящей нам грандиозной восстановительной работе займет восстановление трудоспособности всех, кто в мужественной борьбе потерял здоровье и работоспособность. Мы уверены, что то дело, которому мы в период войны посвящаем себя в условиях госпитальной работы, приобретет новую остроту и злободневность в ближайший период, когда мы по окончании победоносной войны вступим вновь в полосу мирной творческой жизни.

С. Геллерштейн

Глава 1. Новые формы работы эвакогоспиталей в связи с задачами восстановления боеспособности и трудоспособности раненых

§ 1. Необходимость создания новых форм работы, отвечающих восстановительным задачам госпиталя

Основная и конечная цель всех госпитальных мероприятий – максимальное восстановление здоровья, боеспособности и трудоспособности раненых. Это значит, что вся лечебная работа госпиталя должна быть подчинена необходимости восстановить боеспособность тех, кому предстоит возвратиться на фронт, и всемерно повысить трудовые возможности и облегчить приспособление к труду тех, кому придется остаться в тылу.

Говоря о восстановлении трудоспособности, мы имеем в виду самое широкое значение понятия «трудоспособность», включая, следовательно, в него и понятие «боеспособность». Все зависит от тяжести поражения и от характера дефекта. В одних случаях дефект раненого таков, что восстановление трудоспособности может быть доведено до такой высокой степени, при которой раненый окажется вновь пригодным для выполнения функций, требуемых фронтом. В других случаях – в зависимости от тяжести ранения, дефекта и эффективности лечебно-восстановительных средств – восстановление трудоспособности носит более ограниченный характер, делая больного лишь пригодным к работе в тылу. Не исключена, конечно, возможность последующего частичного возвращения раненых этой категории в строй. Восстановление функций – процесс нередко длительный, и решающую роль подчас играет фактор времени.

Наконец, возможны случаи, когда, несмотря на все лечебно-восстановительные меры, раненый может быть восстановлен лишь в очень ограниченных пределах: прежняя профессия для него окажется недоступной, и в перспективе он сумеет выполнять очень узкий круг функций.

Таким образом, в плане восстановительных задач госпиталя нет принципиальной разницы между понятием «трудоспособность» и «боеспособность». Это положение, разумеется, не стоит ни в каком противоречии с необходимостью направить все усилия госпиталя в первую очередь на восстановление боеспособности раненых с тем, чтобы всемерно увеличивать процент возвращаемых на фронт.


С этой книгой читают
Издание представляет читателю главные психологические работы профессора Соломона Григорьевича Геллерштейна (1896–1967), одного из лидеров отечественной индустриальной психотехники, ученого, внесшего весомый вклад в психологию труда, тестологию, психофизиологию движений, авиационную психологию, профессиональную педагогику, психологию спорта, эргономику, клиническую психологию (психологию восстановительной трудотерапии), методологию, теорию и истор
Книга описывает процесс внутренней борьбы в человеке.Рекомендуется следовать практическому правилу бесконечного преодоления, которое направляет внутреннюю борьбу в правильном направлении, что позволяет вам изменять внутренний смысл поступка, превращая естественный поступок в сверхъестественное действие, которое автоматически развивает ваши способности.
Сказки этой книги – это настоящее нежное чудо, доброе и тёплое, так необходимое в наш век информационных технологий, зачастую холодный и бездушный, а порой просто агрессивный.Ведь Сказки в этом сборнике – не обычные, а самоисполняющиеся. Те, что позволяют буквально воспрянуть духом, оторвать взгляд души от порой серой действительности, вернуть радость жизни и буквально воскреснуть.Прочтите до конца и убедитесь в этом сами.
С волнением и трепетом я выпускаю свои сказки в путешествие по миру. Каждая из них – часть моей души.И, да, они не простые. Вместе с ними вы вступаете в волшебный мир самоисполняющейся сказки.И очень важно: если какая-то сказка вас затронет, отзовется вашему сердцу, знайте, что она обязательно исполнится и для вас. И тогда, мягко и незаметно, войдет в вашу жизнь волшебство. Нежно и аккуратно оно исправит то, что хотелось бы исправить, залатает пр
В Высшей школе сказкотворчества я училась писать сказки, чтобы благодаря этому изменить свою жизнь к лучшему. Эти сказки называются самоисполняющимися.Некоторые начали исполняться уже в процессе написания. Поэтому я жду с нетерпением исполнения остальных своих желаний! А какие у меня желания, вы узнаете, прочитав эту книгу.И очень важно: если какая-то сказка вас особенно затронет, то знайте, что она обязательно исполнится и для вас. Ваши желания
Я была еще совсем девчонкой, когда в моей жизни появился он. Жила в сказочном замке благодаря любви и опеке родителей, выстроив вокруг себя иллюзию «хороших людей», верила в принца на белом коне, но ошиблась, ведь только в сказках жаба превращается в красавца, если ее поцеловать, а в жизни жаба – это мерзкое липкое животное, живущее в болоте. А это не история нашей любви, это история моего разрушения. Содержит нецензурную брань.
Поэма, написанная мною и моими однокурсниками во время учебы на первом курсе МАрхИ. Как это было давно…
«Истинный дар Евтушенко – пронизанные некрасовской музыкой зарисовки с натуры: тягловая «серединная Россия», кочующая по стране в поездах, на пароходах и пёхом. Наблюдательность и неистощимость изумительны! В этом смысле стихи и поэмы Евтушенко – действительно фреска жизни страны в советское время, и подлинна эта картина не только потому, что точны и красочны ее детали, а потому, что включена фактура в душевную драму поэта, который готов раствори
«Поэт – человек, который слышит слово. Слово – это то, что отличает нас от животных. А с другой стороны, поэт – одно из самых древних животных со времен гибели динозавров. Поэт – маленький зверек. В сущности – крыса. Поэт – мелкий хвостатый зверек, который первым чувствует приближение катастрофы. Только бежать с корабля ему некуда. Пусть не будет катастроф. С остальным мы справимся». Дмитрий Воденников В книгу включены объективно лучшие стихотвор