Владимир Ткаченко-Гильдебрандт - Мое генеалогическое путешествие, или Корни не отбрасывают тени

Мое генеалогическое путешествие, или Корни не отбрасывают тени
Название: Мое генеалогическое путешествие, или Корни не отбрасывают тени
Автор:
Жанры: Культурология | Общая история
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2018
О чем книга "Мое генеалогическое путешествие, или Корни не отбрасывают тени"

Корни не отбрасывают тени. Это очевидно. Вот почему у разветвлений родословного древа нет отражений…

В 1997 году главный редактор одного российского иллюстрированного журнала попросил автора написать очерк о своей родословной. Очерк был опубликован в 1998 году и со временем вылился в книгу, завершенную только теперь, поскольку в течение двадцати лет она постоянно правилась и дополнялась на основании вновь открывшихся фактов и документов.

С одной стороны, автор избегал всяческих домыслов и так называемых «семейных преданий» (что, как выяснилось, не всегда правильно); с другой – открыл взаимопроникновение на протяжении столетий и пространств германского и славянского миров, что показано на примере родов Гиллебрандт фон Прандау, Гильдпрандт фон унд цу Оттенгаузен, фон Эйкштедт, Ржичанских, фон Гарнах и др. Кроме того, в книге сообщаются совершенно новые для русскоязычного читателя сведения по представителям знаменитых немецких фамилий Меланхтон, Гёте, Линдгеймер, Виланд…

Исследование строго документальное, подкрепленное копиями хранящихся у автора документов.

Бесплатно читать онлайн Мое генеалогическое путешествие, или Корни не отбрасывают тени


МОЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИЛИ «КОРНИ НЕ ОТБРАСЫВАЮТ ТЕНИ»[1]


Род Гильдепрандт из Паркштейна. Его происхождение, родственники, однофамильцы и окружение.

Социально-родословный очерк истории одного изначально франконского семейства в контексте стран, времен и событий

«…Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко перст есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я…»

Псалтырь, Псалом 102, ст. 13–18

«Кровь – это корень и источник силы каждого человека в отдельности. Сила крови такова, что ею определяются наши сокровенные мысли и желания. И вот человек осознает, что окружающий его мир состоит из образов и представлений, а кровь является сущностным миром, который порождает эти образы и представления и придает им ту или иную форму…

… Происхождение пульсирует в наших жилах на протяжении всей жизни и ежечасно, ежесекундно направляет наше существование, все, что мы делаем, и все, что происходит с нами. Это и есть кровь, и именно она порождает самые глубинные пласты душевной энергии».

Мартин Бубер. Иудаизм и евреи (1909) // Цель и предназначение I. – Иерусалим: Сионистская библиотека, 1984. – С. 24–26 (на иврите). Цит. по книге: Шломо Занд «Кто и как изобрел еврейский народ», перевод М. Урицкого, Москва, 2010. – Сноска № 487.

Прим. Все переводы с немецкого языка сделаны автором.



EDLER VON HILLEBRANDT REICHSRITTER VON PRANDAU

Вступительное слово

Es ist ein schoenes, herrliches Gefuehl,
Die lange Reihe seiner grossen Ahnen.
Th. Koerner
Это прекрасное, благородное чувство
Долгой вереницы своих далеких предков.
Т. Кёрнер

В первой четверти XVIII века появляются в России довольно многочисленные носители немецкой фамилии Гильдебрандт, принадлежавшие вероятно к одному роду. Их Появление связано с тем, что после Северной войны в результате Ништадтского мира (1721 год) к молодой империи Петра Великого отошел обширный прибалтийский край, ранее находившийся во владении Швеции, которая в поединке с Россией потерпела сокрушительное поражение.

Однако Гильдебрандты еще в XVII веке и задолго до Северной войны перебрались из Германии в Швецию, Эстляндию и Курляндию. Позднее их шведская ветвь укрепилась и в Лифляндии. Так, различные российские и иностранные источники говорят нам о Гильдебрандтах, обосновавшихся в Ревеле (Эстляндия, ныне Таллинн), – большинство из них было ювелирами (золотых и серебряных дел мастерами). Хотя помимо ювелиров в ревельской фамилии Гильдебрандт на протяжении столетия мы встречаем также и одного пастора, одного купца, одного шведского офицера, одного музыканта. Приблизительно одновременно с Гильдебрантами, осевшими в Ревеле, в Курляндии в городке Бауске пускает корни ювелир Бертрам Гильдебранд (Гиллебранд), несомненный родственник ревельцев. В 1710 году в сражении при Эрастферской мызе попадает в плен к русским основатель витебско-белорусской ветви шведский лейтенант Йост Генрих фон Гильтебрандт, уроженец Уппланда (Швеция), а также единственный представитель ветви, имевший в то время дворянское достоинство (хотя, судя по документам, само дворянство Йоста Генриха все-таки военного, а не наследственного происхождения, и уже его сыновья, за исключением Густава Вильгельма, получившего по Указу Императрицы Екатерины Второй потомственное лифляндское и эстляндское дворянство, возвращаются в родное бюргерское сословие). До и после 1722 года Йост Генрих фон Гильтебрандт проживает периодически в Курляндии, Лифляндии и Финляндии. Его отпрыски, покинув пределы скудной Северной Лифляндии (ныне Эстонская Республика), оказались довольно преуспевающими на русской и польской службе. Правда, в отличие от ревельских и курляндских Гильдебрандтов, все они, – обер-офицеры, военные врачи, аптекари и провизоры, что, однако, не противоречит их родству с последними. В середине XVIII века приходит в Россию через остров Эзель (сейчас о. Сааремаа, Эстония) в Балтийском море вормсско-рейнская ветвь Гильдебрандтов, прославившаяся в России, подобно витебско-белорусской ветви потомков Йоста Генриха, на медицинском поприще и в военной службе…

В начале XIX-го столетия въезжает в Россию молодой учитель музыки Михаэль Давид Готтфрид Гильдебрандт (фон Гиллебранд) – мой предок и представитель австрийско-чешской ветви фамилии, состоявшей в дальнем родстве с ее померанско-шведскими и вормсско-рейнскими ветвями.

Именно о судьбе многих представителей разных ветвей этого рода городских патрициев, начиная от его обозримых истоков в позднем германском Средневековье и заканчивая нынешними временами, пойдет у нас речь ниже. Карта нашего исследования обширна и включает в себя добрый десяток европейских стран, что, несомненно, будет интересно читателю, всерьез увлекающемуся генеалогией, геральдикой, фамильными хрониками и устными преданиями. К тому же, поколенные росписи, данные в Приложениях, наглядным образом продемонстрируют ему социальную историю фамилии, ее расслоение с течением столетий на различные сословные и имущественные группы, среди которых мы находим, с одной стороны, генералов и штаб-офицеров, высокопоставленных докторов медицины, богатых помещиков, образованных лютеранских теологов и пасторов, замечательных музыкантов и преуспевающих купцов; с другой, – заурядных мещан, держащих мелкую торговлю, портных, сапожников, кожевенников, белильщиков кожи и иных скромных ремесленных обывателей городов.

* * *

Почти пять столетий отделяют меня, далекого потомка, от моего предка, жившего в иной стране и говорившего на ином языке. Много ли это? Конечно, для мировой истории не столь много, но для истории фамильной, истории рода – существенно. Хотя и в мировой истории за эти годы произошли разительные перемены, повергшие в прах былые ценности и воспитавшие нового технократического человека без корней на скорбном надгробии бедной христианской старушки Европы. Горькое своеобразие нашей поры как раз и заключается в том, что текущая современность, по моему мнению, вконец испепеляет в людском сознании остатки последних символов прежних христианских времен, каковыми являются символы рода. Ведь вера в своего предка это не просто вера в существовавшего некогда на земле человека, но и вера в определенный символ, реально продолжающий жить во времени своей тонкой духовной оболочкой. Но здесь мы уже переходим от вопросов генеалогии к вопросам метафизики, монадологии, а это – отдельный разговор. Добавим только, что греческое слово symboli, symbolon означает по-русски как предзнаменование, так и связь, соединение, причем последнее соответствует латинскому religio.


С этой книгой читают
Насколько философское, литературное и художественное творчество соотносится с Царственным Искусством (Иерофанией Древних), процессом духовной трансмутации герметических философов, и как это связано с сознанием и подсознанием в восприятии литературных и мистических, музыкальных и изобразительных произведений, – обо всем этом пойдет речь в сборнике эссе Владимира Ткаченко-Гильдебрандта «Книга величиной в жизнь», выходящем в серии под его редакцией
В ряду книг о крупном предпринимателе и президенте США Дональде Трампе, выпущенных на русском языке, пожалуй, только в этом произведении предпринимается серьезная попытка исследования тайных пружин американской политики, возможных центров сил, определяющих внутреннюю и внешнюю политику страны.Книга рассчитана на вдумчивого читателя, кому чужд дух современной профанации, а равно и на студентов политологических факультетов российских вузов, интерес
Что такое понятие времени с точки зрения Королевского или Царственного Искусства (Иерофании Древних), процесса духовной трансмутации герметических философов, и как в нем отражается творчество корифеев человеческого духа – главная проблема, поставленная вторым сборником эссе, очерков и остросюжетных философических новелл Владимира Ткаченко-Гильдебрандта «Сад сходящихся троп, или Спутники Иерофании», названным в подзаголовке «связкой очерков», выхо
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Учебное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей, занимающихся изучением вопросов межкультурной коммуникации. В нем рассмотрен широкий круг вопросов, отражающих специфику современного культурного обмена и межкультурных коммуникаций, их основные формы и направления. В книге освещаются межкультурные коммуникации в области музыки, театра и кино, спортивные, научные и образовательные связи, фестивали и выставки. Отдельные части
Петербург меняется стремительнее, чем когда-либо. Что-то идет под снос, что-то перестраивается. Какие-то перемены вызывают бурные споры, какие-то проходят, не замеченные горожанами.Исчезают с лица города не просто здания – символы эпохи и поколения. Кафе «Сайгон», Литературный дом, рюмочная на Невском, 18, дом Рогова… Всего не перечислишь.Что же утратил наш прекрасный город? Шедевры архитектуры? Неповторимые живописные силуэты? Или ту особую, чис
Работа профессора факультета филологии НИУ ВШЭ О. А. Лекманова представляет собой аналитический обзор русских поэтических книг, вышедших в 1913 году, причем рассматриваются не только сборники модернистов, но и собрания стихотворений массовых поэтов. Выделяются основные темы, волновавшие отечественных авторов в последний предвоенный год, и выявляется специфика книги стихов как «большой формы» в русской поэтической культуре того времени. Особое вни
В книге публикуется монография «Культура и империя», в которой суммированы исследования автора по проблематике судьбы культуры в ситуациях надлома и кризиса империй – сначала Российской империи Романовых, а затем Советской империи. Рассматриваются вопросы влияния исторических событий на развитие культуры, а также отражения и интерпретации этих событий в художественной практике.Книга предназначена для ученых-культурологов, преподавателей культурол
В основу романа Гейл Форман легла реальная история Сьюзи Гонсалес, девушки, чья жизнь оборвалась трагически и внезапно.Когда Мэг, лучшая подруга Коди, решается на самоубийство, жизнь маленького городка меняется. Причину ее поступка ищут все – любящие родители, друзья и маленький брат. Не может смириться с утратой и Коди. Они были вместе с самого детства – как же она могла не заметить, что Мэг нужна помощь? Чтобы разобраться в случившемся, Коди ед
В этот выпуск вошли произведения современных английских авторов, посвященные приключениям легендарного сыщика и его друга и биографа. В повести Дж. Э. Тейлора Шерлок Холмс расследует таинственное убийство тюремных охранников, обезглавленные тела которых обнаружены в чистом поле среди нетронутого снега. Рассказы М. Дж. Эллиотта предлагают читателям целую серию увлекательных головоломок.
В книге приводятся рецепты самых различных кухонь Востока и Запада, в которых используются либо дикорастущие растения либо грибы. Вы можете ознакомиться с рецептами как первых блюд, так и вторых. Так же имеются рецепты паштетов, салатов и выпечки. Этот сборник рецептов будет полезен тем, кто интересуются приготовлением качественными, вкусными и здоровыми продуктами питания. Не забывайте проконсультироваться с врачом на предмет противопоказаний в
Я приехал в академию стихийников с одной целью – вернуть магию и прежнюю жизнь, чего бы это ни стоило. Правда, не ожидал, что цена окажется так высока. Смертельные ловушки, убийства, нападения на студентов и она – самая опасная стихийница в академии. Та, кого винят в происходящем и боятся одновременно.И именно с ней я должен договориться, чтобы получить шанс снова обрести магию. Вот только стоит ли это того? И успею ли я, если настоящий убийца уж