Глава 1. Пассажир с желтым чемоданом
Вот уже и не вспомню сейчас, когда я впервые услышал про «Московскую кругосветку». Одно точно, до мая 2019 года я про нее вообще не знал…
***
Ехать от дома до железнодорожного вокзала на такси не больше двадцати минут, и то с пробками. Кроме одного дня недели – пятницы. По пятницам прогнозы и логика не работают, город отдается в руки спонтанному хаосу, и вечер каждой пятницы уникален. Благо 26 мая было четвергом, поэтому такси подъехало ровно в 18:15, а в 18:35 мы уже стояли на перроне четвертого пути в ожидании подачи прицепных вагонов.
Добраться из Саратова в Москву проще простого, есть и самолеты, и несколько поездов. Если в Москве необходима стыковка, то количество вариантов уменьшается, но скорый №47 оптимален практически во всех случаях. При отправлении из Саратова в 19:16 в столицу он прибывает утром, без пяти десять, то есть поужинать можно успеть дома, а для легкого завтрака вполне хватит времени в вагоне. Таким образом, по прибытии можно сразу сосредоточиться на необходимом трансфере до места пересадки.
Но, как ни странно, главной проблемой в поезде для меня стала именно ночь. С каких-то пор перестал нормально спать. Вспоминая детство, когда, в отсутствие личного автотранспорта, мы каждый год ездили с родителями в отпуск на поезде, спал я всегда стабильно «отлично». Ночь в поезде была сродни волшебному перемещению, пробуждение в вагоне наполняло мозг радостным волнением от осознания того, что это не сон и мы действительно куда-то едем.
Теперь рассвет за окошком купе наполняет тело тоже радостным, но не волнением, а принятием факта, что утро уже скоро.
За что я уважаю «РЖД», так это за четкое соблюдение расписания. Для меня остается загадкой, как им удается выдержать прибытия и отбытия с точностью до минуты на сотни километров вперед, но за свою практику передвижений, я опоздал только один раз, в далеком 1991 году. Но тогда это было еще не «РЖД».
Ровно в 9:56 поезд остановился на перроне Павелецкого вокзала. После чего пошел обратный отсчет времени до начала круиза.
Попасть с Павелецкого на Северный речной вокзал еще проще, чем из Саратова в Москву. Огромное подспорье заключается в том, что можно прямо на вокзале сесть на зеленую ветку метро и доехать до станции «Речной вокзал». Садиться лучше в последние вагоны, а по приезде на нужную станцию выходить против движения состава метро. Сорок шесть минут, и вы уже в парке Дружбы у Ленинградского шоссе.
Что ни говори, а Москва с каждым годом становится красивее и опрятнее. Последнее тем более верно относится к скверам и паркам. Вот и парк Дружбы, а еще паче парк Северного речного вокзала, преобразились до неузнаваемости (или, наоборот, восстановили свое первоначальное торжественное состояние). Из одного в другой можно попасть через подземный переход, а общее время от станции метро по тенистым и прохладным аллеям парков занимает около двадцати минут.
Маршрут был выверен еще дома и прошел четко по плану – в половине двенадцатого мы (я и моя супруга – мой постоянный спутник в круизах) подходили к причалу №3, где уже шла регистрация на теплоход проекта 305 – «Сергей Образцов», отплывающий в 12:30 по маршруту «Московская кругосветка».
Прямо перед нами, на посадочном трапе, возникла небольшая пробка – в страховочном тросе застрял большой нелепого ядовито-желтого цвета чемодан, который с переменным успехом пытались высвободить матрос и пара туристов, вероятно, хозяева чемодана. В этой борьбе явно не хватало четвертого участника, и я решил присоединиться.
***
Петр Сергеевич Прилуцкий вместе с супругой прибыл в Москву на Ярославский вокзал ранним утром 27 мая, поездом 662Э Кинешма – Москва. Он давно запланировал этот отпуск – путевки на речной круиз вокруг Москвы приобрел еще осенью и оформил их в виде новогоднего подарка, чем очень обрадовал супругу.
Петр Сергеевич полюбил теплоходы с детства. В далеком 1984 году родители вырвались в короткое речное путешествие на трехпалубном «Клара Цеткин», взяв с собой сына-подростка. Так и началось его знакомство с теплоходами, вылившееся в последующем в некую страсть.
Восьмидесятые были, пожалуй, «золотым» веком круизной отрасли в СССР. Столько разных теплоходов никогда больше не ходили по рекам большой страны, как тогда. Иногда, бывало, что у причала не хватало мест, и пассажирские теплоходы отстаивались на рейде города.
Помимо круизных, по строгому расписанию ходили и рейсовые пассажирские теплоходы. Навигация кипела в буквальном смысле этого слова. Случалось, пассажирские корабли шли караванами, обгоняя при этом такие же караваны из грузовых судов.
Майские праздники прошли в хлопотах сборов. Каждый путешественник подтвердит, что последняя неделя перед долгожданным отпуском самое волнительное время. Мозг мысленно уже там, рисует картинки, беспрестанно рассуждает о каких-то деталях и с некоторым раздражением реагирует на необходимость вернуться в реальность.
Билеты на поезд Петр Сергеевич покупал перед самой поездкой. Поезд был удобный, уходил почти в девять вечера и уже в половине седьмого утра привозил путников в столицу. Прилуцкий любил ночное время в поезде, это неизбежно навевало романтическое настроение. Под стук колес глядя в ночное окно, можно было отдаться своим мыслям и рассуждениям, или, включив ночник, почитать какую-нибудь книгу (дома на чтение не всегда удается выделить время). А потом, когда уже глаза начнут закрываться, укутаться в скрипучую простынку и уснуть до утра.
К этому моменту Петр Сергеевич имел хороший послужной список пройденных круизов, оставил позади всю Волгу, Дон, Каму, побывал в Питере и обошел «Серебряное ожерелье» Карелии. А вот по Оке и Москве-реке пройти как-то не получалось. Но этим маем и эта цель должна была быть достигнута.
Где-то около получаса побродив по аккуратным дорожкам сквера у Северного речного вокзала и сделав фотографии у фонтанов, Прилуцкие спустились к причальной стенке и неторопливо пошли к теплоходу.
«Сергей Образцов» низким басом пыхтел дизелем у третьего причала. Регистрация начиналась за два часа до отправления и к этому времени уже стартовала – по верхней палубе прогуливалась одинокая женщина, закутавшись в плащ. Погода действительно стояла ненадежная, то на секунды проглядывало солнышко, то из налетающих туч чуть ли не начинался дождик.
При прохождении трапа случился небольшой конфуз. Супруга прошла на борт первой, а Петр Сергеевич, шедший сзади, решил не переносить большой чемодан в руках, а перевезти его на колесах. Но получилось очень неловко: катящийся за Прилуцким чемодан предательским образом за что-то зацепился, развернулся на одном колесике и забаррикадировал трап. Не видя преграды, мужчина пытался рывком высвободить багаж, но безуспешно, помочь ему вызвался один из матросов, но он также находился не с той стороны трапа.