Фаина Раневская - Мой кот и пес. «Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака»

Мой кот и пес. «Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака»
Название: Мой кот и пес. «Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака»
Автор:
Жанр: Афоризмы и цитаты
Серия: Так говорила Раневская. К юбилею великой актрисы
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Мой кот и пес. «Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака»"

Одна из самых популярных фотографий Фаины Раневской – та, где она с огромным роскошным котярой на руках. А знакомые говорили, что единственные существа, которых обожала гениальная актриса, – это ее чистокровный сиамский кот Тики и приблудный пес-дворняжка Мальчик (по ее признанию: «Моя собака живет как Сара Бернар, а я сама – как собака»). Но, оказывается, Фаина Георгиевна не просто принадлежала к несметной армии «кошатников» и «собачников», а еще и написала о «лучших друзьях человека» целую книгу с собственноручными иллюстрациями.

Это – самый светлый, забавный, трогательный и позитивный текст великой актрисы.

Это – не только признание в любви к собственным питомцам, ставшим для Раневской членами семьи, но еще и уморительно смешные наблюдения за повадками всех котов и собак, которые «гораздо лучше, артистичнее, умнее и вернее большинства людей – не предадут, не бросят, не облают без причины…».

Так говорила Раневская.

А ее могильный камень венчает бронзовая фигурка собаки, положившей морду на лапы, – грустный взгляд и одиночество в глазах. Мальчик не смог долго жить без своей хозяйки, а его память увековечили поклонники Раневской…

Бесплатно читать онлайн Мой кот и пес. «Они живут как Сара Бернар, а я сама – как собака»


© ООО «Яуза-пресс», 2016

Фуфа милосердная

Эти записи для будущей книги про животных.

Фаина Георгиевна, прожившая большую и сложную жизнь, очень любившая животных, но в силу профессии не имевшая возможности постоянно держать кошку или собаку, подкармливала бездомных животных, где только это получалось.

Всех котов и собак своих знакомых считала своими же, а потому норовила угостить чем-то вкусненьким.

Вероятно, после фильма Сергея Образцова «Кому он нужен, этот Васька?» у Фаины Георгиевны появилась мысль записать кошачьи, собачьи и прочие истории, чтобы потом из них получилась книга. Раневская дружила с замечательной, очень популярной журналисткой Татьяной Тэсс. Читатели постарше помнят житейские истории этого автора в газете «Известия», из-за которых субботний номер разбирался в киосках мгновенно, а некоторые признавались, что саму газету выписывают ради историй Тэсс.

Фаина Георгиевна в силу своего неуемно-насмешливого характера довольно долго разыгрывала Татьяну Тэсс, ведя с ней переписку от имени вымышленного героя из деревни. Когда обман раскрылся, подруги даже поссорились, но вскоре примирение состоялось.

Раневская записывала истории, связанные с животными, свои мысли, чтобы журналистка пересказала их читателям, литературно обработав. Знала ли об этом кладезе воспоминаний сама Тэсс – неизвестно, во всяком случае, свидетельств о том, что она обрабатывала записи Раневской, нет.

Но и в необработанном виде они интересны и поучительны, прежде всего добротой и любовью к животным.


Сент-Экзюпери говорил, что мы в ответе за тех, кого приручили. Относительно Раневской это можно перефразировать так: мы в ответе за всех, кто живет с нами рядом на Земле. Даже за тех, кто доставляет неудобства и опасен.

Разве она не права?

В последние годы Фаина Георгиевна перестала кушать мясо, поскольку вспоминала, что совсем недавно животное мычало, хрюкало или кудахтало. Но для своего Мальчика (беспородного приблудного пса) в холодильнике всегда держала отменный кусок вырезки из Елисеевского магазина – оправдывала мясоедство собаки ее инстинктами. Говорила, что собака живет как Сара Бернар, а она сама как собака. Но отдать кому-то Мальчика или перестать кормить его деликатесами даже в голову не приходило. «У него было тяжелое детство» – это о времени, когда пес жил на улице.


Трудно понять, когда именно Раневская начала собирать истории о животных и записывать свои собственные воспоминания, они не датированы, обрывочны, даже не всегда закончены.

Рассказы вперемешку о котах, собаках, птицах и даже… змеях (их довелось увидеть во время эвакуации в Ташкенте). О своих и чужих домашних питомцах. А также услышанное от кого-то и прочитанное в газетах. Короткие пересказы статей о животных. Болела душа за всех живущих на Земле, вот и собирала интересные факты, чьи-то свидетельства помимо собственных.

Она, видно, пыталась как-то систематизировать материал, например, прямо к странице с рассказом о задиристом фокстерьере Никулиных приклеена переписанная заметка об этой породе собак вообще. Рядом с рассказом о коте-обжоре есть текст о питании кошек. Встречаются характеристики владельцев вместе с описаниями их животных, это к слову, что они влияют на характеры друг друга.

А еще рисунки. Животных трудно рисовать, пусть получалось не всегда, но, глядя на эти забавные мордашки, понимаешь, как же их автор любила все живое на Земле.

Жаль, что мы не увидели законченный труд Фаины Георгиевны. Времени не хватило или сил? А может, усомнилась, что кому-то это будет нужно? Зря, даже обрывочные записи читаются с интересом.

Опыт души Раневской очень пригодился бы нам нынешним, вечно спешащим, которым недосуг заметить ничейного котенка, суетливую птичку или статью о вымирании очередного вида животных из-за деятельности человека.


Из собственных котов дольше всего жил сиамец Кон-Тики (или просто Тики), подаренный Сергеем Образцовым, и приблудный беспородный Мальчик – собака, неотступно сопровождавшая Раневскую в последние годы. Больше всего Фаина Георгиевна беспокоилась, что после ее смерти Мальчик снова окажется на улице.


Всем известно, как Раневская «облизывала» своего Мальчика: кормила его отборным мясом, позволяла делать все, что взбредет в голову, нанимала «собачью няньку» – женщину, чтобы выгуливала пса, требовала от каждого приходившего в дом, чтобы Мальчика непременно погладили, брала с собой в театр и даже не приходила на репетиции, если собаку не с кем оставить или та заболела.

Это казалось чудачеством престарелой актрисы, но в действительности было заботой о существе, которое без нее погибло бы.

Я – помесь кошки с собакой

Я кошка.

Кошка, которая гуляет сама по себе.

Я не умею ходить на поводке, подавать голос, «служить» по команде или приносить тапки в зубах.

Не умею жить в стае.

Люблю наблюдать за другими со стороны, но люблю быть на виду.

Я не признаю хозяев, но верна друзьям.


Я собака.

Остро чувствую любое проявление доброты и внимания к себе, смотрю на добрых людей собачьими глазами, не могу обмануть или предать.

Но если меня «допечь», могу и зарычать.



Наверное, я то и другое, ведь человек перенимает что-то у своих любимцев.

За двадцать лет жизни бессовестнейшего создания сиамской породы по имени Кон-Тики, подаренного Сергеем Образцовым, нельзя было не научиться у него кошачьим повадкам.

Теперь меня учит мой беспородный подобранный на улице Малыш – собака с человечьими глазами. У него совести хоть отбавляй, и человечности тоже.

Малыш справедливый, он, например, по-своему наказывает Славу Плятта бесконечным лаем во время репетиций и даже спектаклей. Почему? Не может простить ему предательства любви к В.М. Только откуда об этом знает? Наверное, сердцем чувствует.


Удивительные факты:

Жираф может обходиться без воды куда дольше, чем верблюд!

Жирафы относятся друг к другу уважительно, а если и ссорятся, то только сталкиваясь шеями. Раз пять толкнутся, и на этом вся война закончена (вот бы людям так: пободались – и на мировую!). Проигравший остается в стаде, и отношение к нему не меняется.

Сначала жирафов в Европе называли верблюдо-леопардами, но потом сравнили с графином (так переводится слово «жираф» с английского).

У жирафов много «самого-самого».

Они самые высокие – до 6 метров.


У них самая длинная шея (а количество позвонков как у всех).

Самое высокое давление и никакой гипертонии при этом.

Самое большое сердце – 11 кг, со стенками в ширину ладони.

Самое острое зрение в Африке.

Это животное самое вонючее в зоопарке. Скунс запахом защищается от врагов в случае опасности, а жираф дурно пахнет всегда. Это способ отгонять всяких насекомых.

Самое трудное для жирафа – напиться. Недаром львы атакуют их чаще всего именно в такой момент.


С этой книгой читают
«Мой отец был бедный нефтепромышленник…» – считалось, что от мемуаров Фаины Раневской уцелела лишь эта анекдотическая фраза: все остальные записи она сожгла, вернув издательству аванс, а ее легендарные остроты и афоризмы известны в основном по пересказам. Но прав был булгаковский Воланд: рукописи не горят, и эта книга – уникальная возможность услышать живой голос великой актрисы, которая лишь наедине с собой могла сбросить привычную маску и говор
Это первая книга, в которой представлена не только полная биография актрисы и фактически самого популярного автора российского книжного рынка, но и все знаменитые, колкие, остроумные, язвительные афоризмы Фаины Раневской.Только она могла ответить детям, которые окружили ее с радостными возгласами «Муля! Муля!» – «Пионеры, идите в ж*пу».И только она могла сказать: «Жизнь – это небольшая прогулка перед вечным сном».
ДВА БЕСТСЕЛЛЕРА ОДНИМ ТОМОМ. Личная исповедь Фаины Раневской, дополненная собранием ее неизвестных афоризмов, публикуемых впервые. Лучшее доказательство тому, что рукописи не горят.«Что-то я давно о себе гадостей не слышала. Теряю популярность»; «Если тебе не в чем раскаиваться, жизнь прожита зря»; «Живу с высоко поднятой головой. А как иначе, если по горло в г…не?»; «Если жизнь повернулась к тебе ж…й, дай ей пинка под зад!» – так говорила Фаина
Эта книга – квинтэссенция остроумия, цинизма, тонкой самоиронии и мудрости с налетом насмешки. Самые точные, хлесткие и смешные афоризмы Фаины Раневской с каждым годом как хорошее вино становятся все вкуснее и утонченнее.
Существуют ли боги, и если да, то какие они, где они и чего от нас хотят? В чем смысл религии? Нужно ли бояться смерти? Зачем она и можно ли ее преодолеть? На эти и многие другие не менее важные вопросы в данной книге пытаются ответить люди, известные своим умением мыслить оригинально, усматривать в вещах и явлениях то, что не видно другим. Многих из них можно с полным основанием назвать лучшими умами человечества. Их точки зрения очень различны,
История знает немало примеров истинной дружбы. Ветхий Завет рассказывает об удивительных по своей глубине отношениях Давида и Ионафана. Святители Василий Великий и Григорий Богослов пронесли свою дружбу с юных лет до конца жизни. Сам Спаситель называет Своих учеников друзьями. Дружба в своем высшем проявлении – подвиг, служение и образ Царствия Небесного.Высказывания святых отцов и религиозных мыслителей, собранные в этой книге, призваны наставит
Мода – это не просто одежда. Это отражение эпохи, настоящее искусство. Она влияет на жизнь в целом: на живопись и дизайн, на литературу и технологии, на образ жизни и поведение людей, помогает им реализовать себя как в профессии, так и в творчестве. Кто же они – законодатели моды, культовые фигуры, которые создают историю этого искусства, делающего нашу жизнь прекраснее? Что они думают о творчестве, которому посвятили всю свою жизнь? Как рассужда
Фуфа Великолепная – так называли Фаину Раневскую близкие, коллеги и друзья. Казалось бы, она была удостоена всех возможных званий и премий, а полученные ордена складывала в отдельную коробочку с надписью: «Похоронные принадлежности». Казалось бы… Но тем не менее она большую часть жизни прожила в одиночестве и едва ли не в нищете. При том была она невероятно щедра, отдавая последние деньги знакомым и малознакомым людям, не надеясь получить их обра
Франческа помолвлена и собирается замуж. Внезапно на пороге ее дома появляется старый знакомый – шейх Захид аль-Хакам, в которого она когда-то была влюблена, и жизнь Франчески меняется. Расторгнув помолвку, она отправляется вместе с Захидом на его родину…
Книга о примечательном историческом явлении в его развитии с древнейших времен до XVIII века. Основываясь на документальных источниках и классических текстах, а также мемуарах популярных исторических персон, автор проводит своеобразный экскурс по домам свиданий государств Древнего мира, античного Средиземноморья, средневековой Европы, арабского Востока, Китая, Японии, заглядывая под конец в будуары блистательного Парижа. Однако повествование не о
Эта книга для бывших жен, мам, которые хотели бы лучшей жизни для своих детей. Которые отгораживают своих детей от бывших мужей, уезжают подальше или до сих пор живут вместе и не знают, куда съехать. Я рассказываю о своем опыте и решении.
Лето – чудесная пора! Зелень, солнце, пляж. И шуршание волн о гальку. У меня начался отпуск, но… не закончился. Навалилось то одно, то второе. Отдых затянулся. И начальник отправил за мной Игоря, чтобы точно вернулась на рабочее место к началу учебы. Но пришлось еще задержаться. Явилась враг N1. И я, Валерия Иванова, приняла решение сделать все, чтобы она перестала преследовать меня.