Глава первая. Знакомство биовидов
Вася Тихонов сегодня остался дома, в школу не пошел. Ночью у него поднялась температура, заболело горло.
– Где можно было простудиться в конце мая? – грустно спросила мама. – Мороженое ели?
Мороженого Василий не ел. Но вчера, после сильного ливня, на дорогах были такие замечательные лужи и они с мальчишками сначала в резиновых сапогах, потом, когда сапоги были неподъемными от набравшейся в них воды-босиком-измеряли глубину этих луж. Это было так весело и совсем не холодно.
После они еще долго сидели на большой ветке старого дерева и болтали ногами, просушивая их, как белье на теплом ветерке.
– Лежи теперь дома, а мне сегодня надо на работу. Сейчас позвоню бабушке, может, она к тебе приедет?
Но у бабушки открывалась художественная выставка-она была директором музея-и навестить Васю пообещала только завтра.
– Так, будешь полоскать горло, пить чай, я в термосе заварила бруснику. Шарф с горла не снимать, из постели не вставать. Можно читать, и позвони после обеда своему Сашке, узнай у него домашнее задание.
Мама убежала на работу, а Вася остался один в большой квартире. Не то, чтобы ему было страшно – чего же бояться, когда в квартире никого нет? Он был храбрым мальчиком. Но если бы у него была собака, о которой он мечтал уже столько лет, болеть было бы значительно веселее.
Вася налил из термоса чай – чай был горячий, и он поставил его на окошко остывать. Смотреть в окно было скучно, на улице гуляли только малыши со своими мамами. Взрослые ребята, такие, как Василий, были в школе.
Сейчас начались контрольные работы, диктанты. Это был очень ответственный школьный период. До самых замечательных летних каникул оставалось всего две недели. Васька ждал их почти с Нового года. Он мечтал, как поедет с мамой на море, и будет доставать там со дна большие раковины, и ловить маленьких смешных крабиков. Он ловил их ладошкой, они щекотали руку клешнями, Вася смеялся и отпускал их в море.
Чай совсем остыл, Вася достал из круглой коробки любимое печенье и, уютно устроившись за кухонным столом, начал свой завтрак.
Но вдруг из комнаты послышался какой-то шорох, потом звук гудящего компьютера. Вася застыл с печеньем в руках. «Что это? Может, папа вернулся из командировки?» Но Вася не слышал, чтобы открывалась входная дверь. «Вот если бы была собака, она бы побежала и посмотрела, кто там: свой или чужой? Если бы был чужой, пес бы залаял, и я бы успел спрятаться, или вызвать милицию!» Но собаки не было и надо было идти смотреть самому.
На цыпочках, оставив под столом свои тапочки, с печеньем в руках, Вася Тихонов пошел по коридору. Он осторожно заглянул в свою комнату и попятился.
За включенным компьютером сидел мальчик. Одет он был странно: в широкий фиолетовый плащ и ботинки для горных лыж, на голове была металлическая шапочка, похожая на маленький шлемик.
– Ты кто? – Шепотом спросил Вася,-как сюда попал?
Мальчик повернул голову и посмотрел на Васю огромными глазами.
– Ты не сожжешь меня? – задал он странный вопрос.
– Почему я должен тебя жечь? – удивился Вася.-Ты меня понимаешь? Я спрашиваю, как ты попал в нашу квартиру? Здесь живу я с мамой и папой. Меня зовут Василий! А тебя?
– За нашим планелётом началась охота от Юпитера, мы пытались оторваться, но их было слишком много! Мама отделила меня над вашей планетой, а сама полетела дальше. Она обещала за мной вернуться!
Васе показалось, что мальчик сейчас заплачет.
– Не плачь, если мама обещала вернуться, она обязательно вернется. А ты, в каком классе учишься? Я сейчас в четвертом, но очень скоро перейду в пятый.
– Что значит-учишься?– спросил мальчик.
– Ты, что в школу не ходишь?
– А что такое «школа»?
– Ну, школа – это такой дом, куда приходят дети– ученики и учителя, которые учат детей разным наукам. Еще мы там поем, играем в разные игры на физкультуре, гуляем, рисуем. Понял? Ты, вообще, откуда? С Альфы-Центавры?
– На Альфе-Центавре жизни нет,-печально сказал мальчик.
– Ну и беседа у нас получается: вопросы без ответов. Я тебя спрашиваю, спрашиваю, а ты ничего не отвечаешь! Может, у вас там так принято? – Вася замолчал.
– У тебя есть хрестоматия звездного неба? – оживился мальчик.
– Хрестоматия? А разве такое бывает? Я слышал о карте звездного неба. Наверное, надо спросить у учителя по астрономии. Он наверняка знает.
– А почему ты не знаешь? Ты – больной брак?
– Сам ты больной брак! – рассердился Вася. – Кто ты такой? Робот? Клон? Или кто?
– Я – биовид. Обладаю развитым интеллектом. Мне восемнадцать лет.
– Сколько? – удивился Вася,-да ты выглядишь младше меня!
– А тебе сколько? – задал вопрос мальчик.
– Мне одиннадцать! – ответил Вася,-а ты хоть мальчик, биовид?
–Я с мужской хромосомой,-кивнул он, и поэтому мой именной шифр – Нир, а мамин – Нирия.
– Вот и познакомились, не прошло и года,-вздохнул Вася.
– У вас год длится несколько минут? – удивился Нир. – Как же так можно? Мама сказала, что ваша планета очень похожа на ту, где родилась она. По химическому составу атмосферы, воды и почвы, только у вас больше загрязнений. Пока это не очень страшно, но скоро вы не сможете пить свою воду и дышать воздухом. Вы сами себя отравляете. Это потому, что вы еще очень неразумные.
– Чего это мы неразумные?-опять обиделся Вася.
– Мама сказала, у вас не хватает доброты! Но это надо в себе воспитывать.
– А почему у вас школы нет? – задал Вася, интересующий его вопрос.
– Ты, прости,-улыбнулся Нир, я так до конца и не понял, для чего она нужна.
– Ну, где вас учат читать, писать и всему остальному?
– А! – догадался Нир,-зачем же этому учиться? Мы рождаемся с определенным багажом знаний. А позже выбираем себе дело, которым хотим заниматься, и изучаем его самостоятельно.
–Вот это здоровско! – Восхитился Вася,-уже рождаетесь! А у нас ребенок рождается… ну, совершенно ничего не умеет. Ни читать, ни считать, ни даже говорить и ходить.
– И что вы с такими делаете? Тоже лечите?
– Зачем лечите? Мы таких воспитываем, говорить учим, ходить.
– У нас тоже бывают такие случаи, но очень редко. Такой биовид подлежит изоляции, с ним работает большое собрание бионаблюдателей, но он все равно не может выбирать себе дело, он просто живет, о нем заботятся, возят его по разным планетам, где красиво, чтобы в нем было больше добра.
– А ты на каких планетах был? – спросил Вася
– Я родился на станции. Моя мама-исследователь. Изучает биовиды на других планетах. Она улетела с нашей планеты, когда меня не было на свете. И мы еще никогда туда не возвращались. Мама только показывала мне флены с нашей планетой. Там очень красиво. Я люблю там иногда гулять.
– Это как? Ты же говоришь, что ни разу не был на своей планете? Как же ты тогда можешь гулять? Понарошку?