Предисловие редакторов к русскому изданию
Автора этой книги профессора британского университета из города Лидса, Стивена Коулмана, специалистам, работающих на пересечении политических наук, коммуникативистики и новых цифровых медиа представлять не надо. Хотя его научные интересы простираются довольно широко, одна тема остается неизменной уже на протяжении многих лет, а именно: обеспокоенность за будущее демократии в эпоху Интернета и как вернуть падающее к ней доверие со стороны рядового гражданина, по крайней мере в мире либеральной демократии. В этом плане книга является своего рода продолжением широко известной книги, написанной им в 2009 году вместе с легендарным исследователем телевидения Джеем Бламлером «Интернет и демократическая гражданственность: теория, практика и политика» (Stephen Coleman, Jay G. Blumler «The Internet and Democratic Citizenship: Theory, Practice and Policy»). Представляемая книга значительно отличается как от этого издания, так и от других публикаций автора на тему демократии. Причина в том, что за эти годы, с одной стороны, произошел ряд важных событий в политике, а с другой – социальные сети стали таким же массовым и повсеместным явлением, как когда-то сам Интернет, превратившись фактически в ключевую информационную инфраструктуру гражданского общества. Как пишет сам автор в предисловии к книге, «Я начал писать эту книгу в месяцы, предшествующие потрясениям, вызванных Брекзитом, и дописал ее последние страницы вскоре после оглушительной победы Трампа…», будучи обеспокоенным ростом популизма, активно использующего интерактивные преимущества социальных сетей и подрывающего и без того не очень устойчивые демократические устои в западном мире нео-либеральных демократий.
В свою очередь, стремительное развитие цифровых технологий, по мнению Коулмана, не укрепляет демократию, как это обычно представляется кибер-оптимистами, но, напротив, способствует появлению нового поколения людей, хорошо разбирающихся в технологиях, но заинтересованных не в участии в политике как демос, но больше в манипулировании бесформенной массы населения, как опасаются кибер-пессимисты. Именно поэтому в новой книге Стивен Коулман предлагает обсудить не столько «…как Интернет влияет на демократию», сколько «…какого рода демократию мы хотим создать для самих себя».
Отличительной чертой книги является не только содержательный аспект, но и сам формат. Это – относительно небольшая публикация (основной текст не превышает 100 страниц, что не так много для обычно объемных академических монографий), написанная в стиле манифеста с использованием метафорически яркого языка, что вызывало немало трудностей при ее переводе на русский. Книга включает и характерные примеры из реальной жизни, в основном из опыта Великобритании для лучшего понимания сложностей использования Интернета при взаимодействии правительства с гражданами и последними между собой. Соединенное Королевство имеет, пожалуй, самый длительный в мире опыт демократического строительства, хотя и не всегда однозначный, судя по мнению известных британских политиков прошлого и настоящего. Не следует также забывать, что Великобритания в отчете ООН по электронному управлению за 2016 год была названа наиболее передовой в мире с точки зрения использования информационныхтехнологий для вовлечения населения в управление. Метафора с манифестом не случайна, книга в чем-то главном напоминают знаменитую в свое время и взрывную по своему интеллектуальному влиянию книгу Бернарда Крика «В защиту политики» (Bernard Crick «In Defence of Politics»), изданную еще в 1962 году (и после неоднократно переизданную). Крик защищал пусть и несовершенную и обычно противоречивую, основанную на споре, политику, как ключевой общественный феномен, а не только как форму существования элиты, и предупреждал об опасности сведения такой политики к средству борьбы за власть с использованием любых средств, в том числе технологий. По его мнению, это может в итоге превратить демократическую политику в популистскую демократию, в которой публичные дебаты не нужны, так все ответы и так известны заранее. Книга Стивена Коулмана, написанная ровно 55 лет назад, удивительным образом напоминает фактически ту же обеспокоенность, что была так явственно заметна у Бернарда Крика, но только уже в эпоху Интернета. Такое сходство по сути является очень тревожным и свидетельствует о том, с каким трудом решаются проблемы демократической политики, пусть даже известно, что эта форма правления не может – и не должна быть совершенной или идеальной. Вместе с тем, книга Коулмана – это емкий научный труд, содержащий 85 ссылок на источники, и результат обширного и глубокого исследования. Таким образом, эта книга подойдет как для человека хорошо владеющего предметом, так и будет интересна читателю менее знакомому с проблематикой демократии и Интернета. Особенно полезна она будет студентам.
Читая книгу иногда создается впечатление, что это продолжение еще более давней дискуссии, начатой Йозефом Шумпетером (Joseph Schumpeter), с середины 40-х годов прошлого столетия, когда он сравнил демократию с законным методом смены властных элит гражданами, но был против их активного участия в политике между выборами. На этот счет есть огромное количество литературы и не счесть исследований по роли политической элиты и общества как в условиях демократии, так и ее отсутствия. Казалось бы, что нового можно сказать по этому поводу, пусть и в новом контексте, вызванном влиянием Интернета. Хорошо известна проблематика технологического детерминизма в плане выявления социальных эффектов Интернета, много примеров заявленного Пиппой Норрис (Pippa Norris] спора между кибер-оптимистами и кибер-пессимистами, «хорошего» Интернета и особенно «плохого», что популярно продемонстрировала книга Евгения Морозова «Сетевой обман: темная сторона интернет-свободы» [Evgeny Morozov «The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom Paperback») в отношении демократии.
Такие примеры можно множить. Но важное отличие книги Стивена Коулмана, что она не просто критикует парадигму демократии как метода или склоняется к какой-то конкретной модели влияния Интернета на общество и политику, а то, что она фокусируется на первостепенности эволюции демократии изнутри, на переменах в самих принципах функционирования института представительной демократии, меняя тем самым суть и роль граждан в демократии, путем возврата к понятию