Александр Логунов - Мудрые мысли о дружбе

Мудрые мысли о дружбе
Название: Мудрые мысли о дружбе
Автор:
Жанры: Афоризмы и цитаты | Религии / верования / культы
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2014
О чем книга "Мудрые мысли о дружбе"

История знает немало примеров истинной дружбы. Ветхий Завет рассказывает об удивительных по своей глубине отношениях Давида и Ионафана. Святители Василий Великий и Григорий Богослов пронесли свою дружбу с юных лет до конца жизни. Сам Спаситель называет Своих учеников друзьями. Дружба в своем высшем проявлении – подвиг, служение и образ Царствия Небесного.

Высказывания святых отцов и религиозных мыслителей, собранные в этой книге, призваны наставить нас в науке дружбы, чтобы, научаясь дружеской любви, мы стали истинными друзьями Христу.

Бесплатно читать онлайн Мудрые мысли о дружбе


© Издательство «Никея», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.



Предисловие

Часто ли вы встречаетесь с друзьями? Не созваниваетесь, не обмениваетесь сообщениями в социальных сетях, а именно встречаетесь, беседуете, делите общую трапезу? Семейные заботы, работа, ритм современной жизни порой не дают нам такой возможности, но связь с истинными друзьями ощущается постоянно. Не проходит дня, чтобы вы не вспомнили о друге, сверяя свои мысли и поступки с вашими общими ценностями и ориентирами. Его горе всегда становится вашим горем, а его радость вашей радостью. Если у вас есть такой друг, вы счастливый человек.

А часто ли вы встречаетесь со Христом? Ведь для христианина вернее и надежнее друга не найти. Спаситель сам называет Своих учеников, а значит, и нас, друзьями (См.: Ин. 15: 14). «Это же страшно подумать! – дружба с Богом», – восклицает митрополит Антоний Сурожский. Действительно, страшно. Намного проще ощущать себя рабами требовательного, но милосердного Господина или детьми строгого, но любящего Отца. Как бы мы ни вели себя, Господин все равно остается нам господином, а Отец – отцом. В дружбе мера ответственности совершенно иная. Согрешая против друга, мы всегда рискуем потерять его. Осознав, что поступили некрасиво, неправильно по отношению к тому, кто нам дорог, мы спешим рассказать ему об этом, восстановить завет дружбы.

Святые, подвигом своей земной жизни доказавшие верность Христу, пребывают в Царствии Небесном в качестве друзей на брачном пиру из Евангельской притчи. На него приглашены и мы с вами, и чтобы не услышать: Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? (Мф. 22: 12), должны преуспеть в деле любви, в том числе дружеской. Христианская дружба в своем высшем проявлении – это подвиг: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13), – но также и служение, ежедневное умовение ног в подражание Христу.

Высказывания святых отцов, религиозных мыслителей и писателей, представленные в этой книге, призваны наставить нас в науке дружбы, чтобы, научаясь дружеской любви, мы стали истинными друзьями Христу.

Александр Логунов

Любовь дружеская

Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его.

Сир 6: 14-17

Пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Мк. 2: 3-4

Какое хочешь, представь себе удовольствие – низкое ли, благородное ли – сладость дружбы будет выше всех их. Укажи даже на сладость меда, но и мед делается приторным; а друг никогда, пока остается другом, напротив – любовь к нему более и более возрастает, между тем проистекающее из нее удовольствие никогда не производит пресыщения. Друг милее этой временной жизни. Потому-то многие по кончине друзей не желали более жить. С другом иной с удовольствием может жить и в ссылке; а без друга и дома жить не захотел бы. С другом и бедность не тяжела, а без него в тягость и здоровье и богатство. Имеющий друга имеет другого себя. Жалею, что не могу объяснить этого примером, так как сознаю, что все сказанное будет гораздо менее того, что следовало бы сказать. Вот что значит дружба для этой жизни. А у Бога уготована ей такая великая награда, что и выразить нельзя. Он дает нам награду для того, чтобы мы любили друг друга.

Святитель Иоанн Златоуст

Мы заводим друга, не зная, женат ли он и где он служит. Все это – пустяки перед главным: он видит ту же истину. Среди настоящих друзей человек представляет только себя самого. Никому не важны ни профессия его, ни семья, ни доход, ни национальность. Конечно, чаще всего это знают, но случайно. Друзья – как цари. Так встречаются властители независимых стран в какой-нибудь нейтральной стране. Дружба по природе своей не интересуется ни нашим телом, ни всем тем «расширенным телом», которое состоит из родных, прошлого, службы, связей. Вне дружеского круга мы не только Петр или Анна, но и муж или жена, брат или сестра, начальник, подчиненный, сослуживец. Среди друзей все иначе. Влюбленность обнажает тело, дружба – самую личность.

Этим и обусловлена дивная безответственность дружеской любви. Я не обязан быть чьим-нибудь другом, и никто не обязан быть моим. Дружба бесполезна и не нужна, как философия, как искусство, как тварный мир, который Бог не обязан был творить. Она не нужна жизни; она – из тех вещей, без которых не нужна жизнь.

К. С. Льюис

Жизнь, которой мы живем здесь, имеет свое очарование: в ней есть некое свое благолепие, соответствующее всей земной красоте. Сладостна людская дружба, связывающая милыми узами многих в одно.

Блаженный Августин Аврелий

Почему ты один? Почему не приобретаешь многих друзей? Почему не являешься творцом любви? Почему не устрояешь дружбы, этой величайшей похвалы для добродетели? Подобно тому как быть в согласии со злыми особенно раздражает Бога, так и быть в согласии с добрыми особенно радует Его. Не будь со многими в нечестии; готовь себе друзей прежде жилища, прежде всего прочего. Если миротворец – сын Божий (См.: Мф. 5: 9), то насколько более тот, кто делает друзьями? Если только примиряющий называется сыном Божиим, то какой награды будет достоин тот, кто делает примиренных друзьями?

Святитель Иоанн Златоуст

Святые друг с другом дружили. Когда их друзья уходили в мир иной, они грустили по ним, хотя уже познали, как прекрасна жизнь с Богом… Настоящая, подлинная дружба, как подлинная любовь, – тоже дар Господень. Дар, который дается сердцу, подготовленному для этого. Подготовленному попытками научиться любить, дружить, жертвовать, отдавать. Именно в дружбе человек скорее познает смысл слов о том, что блаженнее давать, нежели брать. И вообще, если кому-то захочется понять, насколько истинна дружба с тем или иным человеком, дружба ли это в принципе или что-то другое, нужно просто задать себе вопрос: что тебе приятнее – отдавать ему или брать у него?

Игумен Нектарий (Морозов)

Нежною любовью можно назвать высшую степень дружбы, состоящую в пламенном расположении и влечении любящего к любимому. Потому, чтобы братолюбие было не наружным, а внутренним и пламенным, сказано


С этой книгой читают
В пасхальные дни спасительное свидетельство о Вос кресении Христовом наполняет душу, звучит в поэтике богослужения, в оживающей после зимней смерти природе. Эта радость может согревать сердце на протяжении всего года, надо лишь суметь удержать ее в себе.Как не растерять драгоценное пасхальное настроение, погружаясь в суету будничного мира? Собранные в этой книге краткие чтения – молитвы и литературные фрагменты – призваны вдохновить читателя и пр
В Рождественскую ночь весь мир ликует и радуется пришествию Спасителя. По Своей безграничной любви Бог не может покинуть нас среди страданий, греха, будней земной жизни, но Сам становится Человеком, чтобы вместе с нами пройти наш многотрудный путь.Как в предновогодней суете и безудержном веселье зимних каникул внутренне подготовиться к этому величайшему событию – Рождеству Христову? Собранные в этой книге краткие чтения – молитвы и литературные ф
Как настоящей дружбы не может быть без общения, так и подлинная вера в Бога немыслима без молитвы. Она необходима душе для жизни, как телу – дыхание. При каждом вздохе мы обогащаем свою кровь кислородом, а молитвенно обращаясь к Творцу, раскрываем свои сердца божественной благодати, преображающей их для Вечной Жизни. В книге собраны мысли святых отцов и христианских писателей о молитве. Их слова – это не только осмысление, но еще и богатый личный
Жанр притчи отличается своей простотой и глубиной. Сам Господь рассказывал Своим ученикам притчи. Понять притчу может каждый, но не каждый постигнет ее глубинный смысл. Эти простые, часто суховатые тексты дают нам пищу для ума, заставляя размышлять над ними снова и снова.В этой книге собрано более 300 известных и не очень притч, которые рассказывали друг другу монахи, старцы, подвижники, – это 300 капель мудрости, дошедшей из глубины веков.
Может ли человек прожить без искусства – не имея возможности видеть картины великих живописцев, слушать музыку гениальных композиторов, читать книги мудрых писателей? Безусловно, может.Но это будет не жизнь, а существование. В чем же сила искусства? Ответ на этот вопрос дают собранные в этой книге мысли знаменитых людей, «властителей дум», тех, чьи гениальные произведения заставляют восхищаться весь мир.
Советская эпоха в высказываниях ее лидеров – пафосных и державных, а зачастую смешных и остроумных.
Эта книга обо всём на свете. Разные люди высказывают свои мысли на самые разные темы. Получилось так, что авторы афоризмов, собранные из разных эпох и народов, не только дополняют друг друга, но и спорят между собой. И каждая тема, каждое понятие становится от этого объемнее, точнее, интереснее. Важно, что короткие высказывания зачастую вызывают улыбку и запоминаются чем-то неожиданным и добрым. Тем и хороша эта книга. Её можно открыть на любой с
В XX веке французская философия стала одной из самых влиятельных в мире и по сей день сохраняет своё действие на современные умы. В этой небольшой, но очень информативной книге мы расскажем вам о самых известных французских просветителях и мыслителях. Жан-Жак Руссо и Мишель Монтень, Пьер Абеляр и Блез Паскаль, Вольтер и Дени Дидро, Рене Декарт и Николя Мальбранш… Каждый из этого списка стоит того, чтобы мы хотя бы немного приобщились к их мудрост
В книге собраны статьи, написанные в разное время (начиная с 60-х годов), но посвященные в какой-то мере одной теме – основным моментам развития французской литературы эпохи Возрождения и Семнадцатого столетия (то есть особенностям и закономерностям протекания литературного процесса).Здесь есть статьи обобщающего характера, статьи, посвященные творческому пути крупнейших представителей литературы этого времени (Вийон, Рабле, Ронсар, Агриппа д'Оби
Книга итальянского слависта Риккардо Николози посвящена русским панегирическим текстам XVIII в. – «похвальным словам» и одам, прославляющим Петербург и его державного основателя. В центре внимания исследователя – формирование «мифа о Петербурге» в панегирике XVIII в. и его последующий «демонтаж», начало которого автор усматривает в поэзии С. Боброва. История петербургского панегирика рассматривается в контексте российской государственной идеологи
Жену начальника почтовой станции Северину Рубо терзают воспоминания о хитроумном преступлении, в котором она поневоле стала соучастницей своего нелюбимого мужа. Полиция так и не нашла виновных, но отныне семейная жизнь становится для молодой женщины совершенно невыносима.Именно тогда ее внимание привлекает машинист локомотива Жак Лантье. Он хорош собой, не лишен обаяния, выгодно отличается от товарищей по высокооплачиваемой профессии чистым и аск
«Поющее сердце» – одна из трех ключевых работ в творческом наследии Ивана Ильина. В этой книге философ размышляет о духовном и религиозном опыте, пронизывающем всю жизнь верующего человека, – включая и такие чисто светские понятия, как любовь и дружба. Красота природы и суета повседневности, боль утрат и неизбежность старения, страдания и негативные эмоции – вот лишь немногое, на что он предлагает взглянуть в преломлении искренней и глубокой, под