В нашем мозгу за время бодрствования протекает около 20–30 тысяч мыслей. Мы все время о чем-то думаем, размышляем, несем груз прошлого или планируем будущее – и все это происходит в наших мыслях. Мы работаем, учимся, отдыхаем или занимаемся спортом, покоряем горные вершины или плаваем – в любых таких состояниях происходят мыслительные процессы. Они, как правило, автоматические, и, если не обращать внимания на них, будут течь, как поток реки.
Но что происходит, когда перед нами появляется не сложная задача, которую нужно решить? Тогда этот поток становится не хаотичным, а управляемым – если, например, нам нужно решить математическую задачу, мы вспоминаем формулы, оперируем формулами – и приходим к решению. А если задача из химии – мы делаем то же самое с химическими формулами. Если на нашей работе мы сталкиваемся с обыденными задачами, которые нужно решить, то используем знания и умения, которые приобрели за время работы.
Фактически, решая повседневные задачи, мы управляем потоком наших мыслей. Решение даже самой маленькой задачи – это, по сути, творческий акт. Наш мозг – маленький завод, который при решении задач что-то производит. При этом на заводе имеются склады (память), производственные цеха (нервные связи, наш опыт и знания, которые мы приобрели), управление (лобные доли мозга, которые управляют принятием решений и анализом), транспортная система (система нейронных связей, кровь) и т. д. Когда нам нужно решить задачу, завод приходит в действие, и на выходе мы получаем «готовую продукцию», т. е. конечное решение.
Жизнь «завода» идет своим чередом, каждый день он «производит» привычную продукцию. И вдруг заводу поручено изготовить что-то неординарное, то, что он не привык делать. В этом случае, скорее всего, «рабочие» забегают, система управления будет работать в усиленном режиме, менеджеры исследуют склады в поисках ресурсов, возможно, обнаружится, что где-то что-то нужно переставить или переоборудовать. Читатель, наверное, уже догадался что это те случаи, когда нам нужно принять оригинальное или нестандартное решение, когда решение это для нас непривычно, ново. Мы все рано или поздно в жизни встречаемся с такими ситуациями. Очень часто от того, какое решение мы примем, и найдем ли мы вообще решение, зависит даже, в каком направлении пойдет наша жизнь. И если опять посмотреть на наш «завод», можно ли предположить, что у каждого человека есть свои механизмы перестройки этого завода? Или же есть универсальный алгоритм, по которому возможна перестройка любого мозга?
Что общего между дзенской притчей, ситуацией, когда в бизнесе нужно найти оригинальное решение, искусством умелого полководца, умением хирурга, способностями маркетолога? Несмотря на то, что это разные области нашей жизни, я постараюсь показать, что, по своей сути, в глубине все оригинальные решения имеют что-то общее. Если тебе известна схема или алгоритм, как запустить в своем мозгу механизм, чтобы прийти к оригинальному решению, ты можешь это использовать в любой области, будь то медицина, биология или банковское дело. Для начала предлагаю размяться, прочитав несколько притч.
* * *
Был некогда у одного великого короля министр. Он впал в немилость, и король в наказание велел запереть его на вершине самой высокой башни. Это было исполнено, министра заточили, и он должен был погибнуть.
Но у него была верная жена. Ночью она пришла к башне и спросила своего мужа, не может ли чем-нибудь ему помочь. Министр попросил жену, чтобы на следующую ночь она опять пришла к башне и принесла с собой длинную веревку, крепкий шнурок, моток ниток, шелковинку, таракана и немного меда. Очень удивившись, добрая жена повиновалась мужу и принесла требуемые предметы. Муж приказал ей крепко привязать шелковинку к таракану, потом смазать его усики каплей меда и посадить таракана на стену башни головой вверх. Она исполнила все эти распоряжения, и таракан отправился в длинное путешествие. Слыша впереди себя запах меда и желая добыть его, он медленно полз вперед и вперед, пока, наконец, не достиг вершины башни, где министр схватил его и завладел шелковинкой. Тогда министр сказал жене, чтобы она привязала другой конец шелковинки к нитке, затем, вытащив весь моток, повторил ту же процедуру с крепким шнурком, а потом – с веревкой. Остальное было легко: по веревке министр спустился с башни и убежал.