Пятница. Новый год. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого
(Обрезанию: Кол. 2,8-12; Лк. 2, 20–21, 40–52)
Так как Новый год – начало дней лета, то в день этот надлежит набрать в душу такие помышления, чувства и расположения, которые могли бы достойно христианина заправлять всем ходом дел его в продолжение года. Это мы тотчас найдем, как только возьмем в мысль, что такое Новый год в духовной жизни. В духовной жизни Новый год бывает, когда кто-нибудь из живущих в нерадении начинает ревновать о спасении и богоугождении. Ибо когда кто решается на это, тогда у него внутри и вне все перестраивается заново и на новых началах, – древнее проходит, и все бывает новым. Если у тебя есть это – обнови, а если нет – произведи, и будет у тебя Новый год. К этому же подойдет и достойное празднование Обрезания Господня и памяти святого Василия Великого.
Сущность сказанного изменения состоит в том, что человек начинает с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое, тогда как прежде жил исключительно для себя, уготовляя себе пагубу. Тут бросает он прежние привычки, все утехи и все, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения. А такое изменение точь-в-точь представляет то, чем, по апостолу, должно быть обрезание сердца (см.: Рим. 2, 29), о котором напоминает и к которому обязывает нас празднование Обрезания Господня и пример которому представляет в лице своем святой Василий Великий.
Так все предметы, теснящиеся в сознании в Новый год, сходятся в одном – внутреннем обновлении нашем через обрезание сердца. Если благоволит Господь кому настроиться в Новый год таким образом, то есть не только подумать так, но и в жизнь ввести все это, тот наисовершеннейшим образом по-христиански отпразднует Новый год и приготовится к христианскому препровождению всего лета. В следующий Новый год ему надо будет только обновить и оживить воспринятое ныне.
Суббота перед Богоявлением
(1 Тим. 3,14-4, 5; Мф. 3,1-11)
Дом Божий есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15).
Следовательно, нам нечего обращать очи туда и сюда, чтоб высмотреть, нет ли где истины. Она – близко. Будь в Церкви, содержи все, что она содержит, – и будешь в истине, будешь обладать истиною и жить по ней и в ней и, вследствие этого, истинной будешь преисполнен жизнью. Вне Православной Церкви нет истины. Она – единая верная хранительница всего заповеданного Господом через святых апостолов, и потому она – настоящая Апостольская Церковь.
Иные потеряли Церковь Апостольскую и, так как по христианскому сознанию имеют убеждение, что только Апостольская Церковь может верно хранить и указывать истину, вздумали сами построить такую церковь, и построили, и имя ей такое дали. Имя дали, а существа сообщить не могли, потому что Апостольская Церковь создана по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Святого Духа через апостолов. Людям такой уже не создать. Думающие создать такую подобны детям, играющим в куклы. Если нет на земле истинной Апостольской Церкви, нечего и труды тратить на создание ее.
Но благодарение Господу: Он не попустил вратам адовым одолеть Святую Апостольскую Церковь. Она есть и пребудет, по обетованию Его, до скончания века. И это – наша Православная Церковь. Слава Богу!
Седмица 32-я по Пятидесятнице
Неделя[1] перед Богоявлением
(2 Тим. 4, 5–8; Мк. 1,1–8)
Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения был послан святой Иоанн Предтеча – приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем ко Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).
Покаяние и вера друг к другу направляют взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неподкупным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего [на Себя] грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Него путем заповедей Его. Вера, таким образом, рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся благодаря чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто деревцо без живительного тока, вяла и неживодейственна.
Понедельник
(Иак. 2,14–26; Мк. 10,46–52)
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2,14). Путь к вере – покаяние. В покаянии же что говорят? «Согрешил, [больше] не буду». Не буду грешить – следовательно, буду жить по заповедям. Поскольку с принятием веры покаяние не отходит, но, с нею сочетавшись, до конца пребывает, то и решение это – жить по заповедям – пребывает в силе и при вере.
Потому верующий, если пришел к вере прямым путем, то есть путем покаяния, бывает ревнителем исполнения заповедей, или творителем добрых дел. Вера дает ему на это сильнейшие побуждения; вера дает ему на это и силы благодатные через святые таинства.
Так вера споспешествует делам. А дела веру делают совершенной, ибо пока делом не сделано то, чему кто уверовал, до тех пор вера будто не вера. Она видной становится только в делах. И не только видной, но и крепкой. Дела воздействуют обратно на веру и ее укрепляют.
Вторник
(Иак. З, 1-10; Мк. И, 11–23)
У смоковницы, которая была богата листьями, а плодов не имела, Господь отнял благословение, – и она иссохла. Это урок действием. Под этой смоковницей разумеются люди, по виду исправные, а по существу недостойные одобрения. Кто же это такие? Это те, которые красно разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют – держат только в уме предметы веры.
И те таковы, которые по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела исправные являют только до тех пор, пока нельзя скрыть их неисправности, а когда можно – не делают. Например, милостыню подает, когда просит кто при людях, а попроси наедине, еще разбранит. Богу молиться в церковь идет, и на виду у всех молится, и дома молится, чтоб не осрамиться перед домашними. Но как только остается один – и лба не перекрестит. О мысленном же и сердечном к Богу обращении и понятия не имеет.
Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими. Ибо тогда не миновать нам суда, изреченного над смоковницей.
Среда. Богоявление
(Тит. 2, 11–14; 3, 4–7; Мф. 3, 13–17)
Крещение Господа названо Богоявлением, потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог, в Троице поклоняемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын воплотившийся – Крещением, Бог Дух Святой – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство взаимного отношения Лиц Пресвятой Троицы: Бог Дух Святой от Отца исходит и в Сыне почивает, а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Святого Духа, по благоволению Отца.