Редактор Елена Улановская
© Леонид Улановский, 2018
ISBN 978-5-4490-0816-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава 1. Меч – для нападения, щит – для защиты
Когда-то в детстве я прочитал замечательную книгу, к сожалению, забытого ныне Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Восточные высказывания, которыми щедро делился герой, меня, маленького, поразили. Они спасали ему жизнь, помогали в беде… В общем, были, как сейчас бы сказали, руководством к действию.
В одной из историй есть такой эпизод. Чтобы обмануть алчного ростовщика, Ходжа сказал: «Всё обязательно сбудется, если вы не будете думать о белой обезьяне». И, конечно, все тут же начали думать о белой обезьяне, а мудрый хитрец спокойно мог не выполнять обещанное.
Но что же всё-таки делать, если отдан провокационный приказ: «Полчаса не думать о белой обезьяне!»? Думайте о зелёном слоне. Думайте, и вы устоите против манипуляций.
Я поделюсь сокровенным восточным знанием, которое раскрыли мне монахи монастыря Галдан («Небесная радость»), что в тридцати километрах на восток от Лхасы – столицы Тибета.
Как управлять другими и как защититься, когда манипулируют вами?
Прежде всего, необходимо понять, что вся сила и свобода в вас самих. И поэтому черпайте оттуда! С мрачным лицом и истощённым телом человек годен быть только пациентом у доктора.
Я открою вам тайны управления, влияния и защит на конкретных примерах.
Предположим, вам поставлена задача – заставить кого-либо изменить своё решение.
Предлагаю способ, суть которого раскрыл мне монах А.: «Никогда никого ни в чём не убеждай и никогда никому ничего не доказывай. Пусть сам сделает опыт».
Приведу пример. На заводе срочно потребовались для одного сложного изделия уникальные трансформаторы, которые производятся на рядом расположенном предприятии. На неоднократные просьбы руководство последнего отвечает отказом, предлагая выполнить заказ в следующем месяце. Как заставить потенциального поставщика совершить нежелательные для него действия?
Удерживая в памяти совет монаха А., приходите на приём к тому начальнику, подпись которого решает задачу. Письмо не кладите в почту, не передавайте через секретаря, а зарегистрируйте в канцелярии и при помощи личного обаяния, конфет, шампанского или иных приемлемых для вас вспомогательных средств заполучите письмо в собственные руки. В крайнем случае, у вас должна быть копия, которую вы положите на стол того самого «всесильного».
Когда вы выслушаете вежливый или раздражительный, в зависимости от настроения, отказ, не спешите реагировать. Молча возьмите письмо и уходите так, чтобы хозяин кабинета видел вашу виноватую улыбку: всё-таки вы отняли время у занятого человека. Чем «виноватее» улыбка, тем больше он расслабится. У двери остановитесь и, как бы вспомнив что-то важное, произнесите: «Я всё понял. Но можно напоследок небольшую зарисовку-фантазию?»
Обрадованный быстрой и лёгкой победой, начальник, скорее всего, позволит говорить. И вы, не торопясь, делайте это: «Иван Иванович! Представьте себе что у Вас, лично у Вас, очень болит живот. В общем, простите, расстройство желудка. Слабит так, что до туалета можно и не добежать. Но Вы добежали.., а он заперт. Вы знаете, что ключ – у меня, и я, к счастью, рядом. Вы просите: «Дайте ключ, пожалуйста!» А я отвечаю с искренним пониманием во взгляде и в голосе: «Я вхожу в Ваше положение, дорогой Иван Иванович! Я дам Вам ключ. Но только в следующем месяце».
Как показал опыт, все «Иваны Ивановичи» возвращали просителей и подписывали письма.
Глава 2. Чудище моих желаний
Век, в котором мы живём, кем-то уже назван веком психологии. Вероятно, это одно из многих заблуждений, так любимых человечеством. «Я сам обманываться рад», – говаривал классик. Правда, по другому поводу.
С таким же успехом наш век можно назвать Веком космоса, Веком генетики или… Но не будем лукавить, обычному человеку глубоко до… приведенные ярлыки. А вот о себе, единственном и неповторимом, хочется поговорить. Потребность у человека такая. Он полон желаниями, которые необходимо удовлетворить, иначе – депрессия, стресс; на худой конец, беспокойство.
Известно, что никто никогда не достигает конечной цели. Всегда возникают новые желания, требующие исполнения, как говорится, «здесь и сейчас». Но удовлетворение одних желаний влечёт перенапряжение от других. Жизнь начинает представляться этаким многоголовым чудищем, которое стремится сожрать нас. Зовут чудище Мои Желания. А головы не так страшны, на первый взгляд, и имеют милые имена: Суета, Пустячок, Гордость, Выгода, Удовольствие, Покой…
Когда-то давно я, ещё мальчик, спросил монаха А., своего будущего Учителя: «Чего человек желает больше всего?» Он ответил: «Человек хочет созидать и разрушать. Он творец и агрессор». Много позже от одного учёного, получившего образование на Западе, я услышал: «Желание творить порождает достойные чувства – любовь, великодушие, самоотдачу… Стремление созидать лежит в основе воспроизведения живой человеческой плоти. Агрессивность пробуждает вражду, ненависть, наслаждение жестокостью и насилием и, в конце концов, приводит к распаду человеческой плоти. Ужасно то, что по данным историков и статистиков, из каждых пяти дней существования человечества четыре дня приходится на войну».
Как жить с таким противоречивым миром внутри себя? Как бороться с многоголовым чудищем желаний? Ведь, подкармливая каждую голову, манипуляторы могут делать с нами, противоречивыми, всё, что им угодно. И ещё. Почему одни и те же события на одних влияют настолько сильно, что возникает эмоциональный срыв, а других не трогают совершенно? Я пытался отыскать ответы на эти вопросы, используя привычный разум. Но, увы, ничего не получилось. Наше восприятие, воспитанное на задачах, которые решаются исходя из законов логики, не справилось с простейшим упражнением.
Однажды монах А. спросил меня: «Допустим, что тебе приснился сон, в котором грохотали громы ужасной грозы. Можешь ли ты назвать причину возникновения такого сна?» Я, тогда уже знакомый с некоторыми теориями, уверенно ответил, что, видимо, по улице в это время проехала колонна грузовых машин, и мой перцептивный аппарат прореагировал. Тень улыбки мелькнула на лице восточного человека: «Тогда ответь мне, почему же человеку, спящему рядом с тобой, может присниться при тех же условиях, скажем, салют, фейерверк или танковая атака вместе с артиллерийской канонадой?»
Много позже я понял, что дело не во внешних обстоятельствах, а в нашей подготовленности к восприятию. Непрерывная цепь образов сновидений «живёт» по закону ассоциаций, а вовсе не на основе закона причинности. И в этой цепи могут возникать самые неожиданные, противоречащие здравому смыслу звенья. Они, тем не менее, приобретают характер связных событий. Чем богаче внутренний мир сновидящего, тем оригинальней ассоциации, тем неожиданней порождаемая сном реальность… Запах духов в спальне может заставить вас прогуляться во сне по цветущему саду. И наоборот, в этой реальности можно зайти в плавильный цех и, представив цветущий сад, почувствовать запах духов. Всё внутри нас…