Психолог и Тимофей-пациент
Психолог сидит в кресле в белом халате и в очках в затемненном месте. Свет падает на Тимофея. Он в свитере и в джинсах сидит напротив доктора, но не обращает на него никакого внимания.
Психолог: «Время у нас с вами небезграничное, – он посмотрел на часы. – Вы могли бы озвучить свои страхи, если не знаете с чего начать».
Тимофей продолжал молчать.
Психолог: «Возможно, вы мне не доверяете. У меня степень доктора по психологии…. Мы с вами разговаривали по телефону, и вы упомянули, что вас мучают сны…»
Тимофей продолжал сидеть молча, опустив голову вниз. Ощущение складывалось, что он не слышит его или не хочет слышать. Психолог встал и немного прошелся, наблюдая за Тимофеем. Он пытался уже десять минут разговорить пациента, но все было бесполезно.
Психолог: «Вы можете рассказать мне все. Никто не узнает об этом. Информация не выйдет из этого…»
Тимофей: «Я первый раз у психолога, – перебивает неожиданно резко Тимофей, не поднимая головы. – Мне посоветовала жена. Вернее сказать, послала к психологу, – акцент делает на слове „послала“. – И еще на дорожку кучу всего пожелала».
Психолог: «Расскажите мне о своей жене».
Психолог снова присел на свое место и взял блокнот и ручку.
Тимофей: «Ее зовут Анна. Мы вместе уже двадцать пять лет. В этом году у нас был юбилей. У нас взрослый сын. Он живет с нами. Недавно Миша женился. И теперь его жена тоже живет с нами. Квартира небольшая: всего две маленькие комнаты. Но нам было раньше достаточно. А теперь у сына своя семья. Они хотят детей».
Тимофей затих. Его голова была все еще опущена.
Психолог: «Вы скоро станете дедушкой. Как вы к этому относитесь?»
Тимофей: «Да хорошо я к этому отношусь! – резко поднял голову Тимофей и выкрикнул, ощетинившись. – Не думайте, что я очередной „чокнутый“ на вашем приеме! Во всяком случае, хотя бы пока, пока я не перешел к своим снам».
Психолог: «Вы пришли ко мне из-за снов. О чем они? – не реагирует на эмоциональные вспышки психолог».
Тимофей: «Об ипотеки, – тяжело вздыхает Тимофей, снова немного успокоившись и приутихнув. – Видите ли, доктор-психолог, я тоже немного знаю о психологии, – важно говорит он. – Почитал маленько перед приходом к вам. Я понимаю, что мои сны – это проекция моих страхов из реальной жизни. Но собака, – выругался он, – до чего же эти сны реалистичные, пугающие и продолжающиеся каждую ночь. Я спать уже ложусь, как будто сериал в 10 „Д“ готовлюсь смотреть».
Психолог: «10 „Д“? – удивленно переспрашивает он».
Тимофей: « Ну да, знаете, есть 3 «Д» фильмы, есть 5 «Д» развлекательные всякие кинотеатры. А вот у меня все 10 «Д»! Я понимаю, что их еще не создали. Но до того создаются реальные ощущения…. Не смотрите на меня, как на сумасшедшего, еще рано, – повертел головой Тимофей».
Психолог: «Расскажите мне о своих страхах. Какие страхи вызвали такие сны?»
Тимофей: «Вы со мной как с маленьким ребенком разговариваете. Говорите проще, доктор. Я же все понимаю. Говорю же: не сумасшедший я. Во всяком случае, я пока на это надеюсь».
Психолог: «Так что там с вашими страхами?»
Тимофей: «Я вернусь к истории, которую уже начал. А то вы меня ловко увели от нее. А у меня время идет, – смотрит на часы».
Психолог: «Я увел? – поперхнулся доктор».
Тимофей: «Да, вы, вы, доктор! Вы смотрите на меня с упреком, как моя жена смотрела, когда я тысячный раз отвергал идею взять ипотеку. Видите ли, у нас семья расширяется и нам нужно расширять жилищную площадь. Но меня и так все устраивает. Я не хочу лезть в петлю на старости лет. Меня устаивает моя квартирка. Я хочу и дальше в ней жизнь с моей женой. Я понимаю, что сыну хочется больше места. Но не понимаю, причем тут я! Он уже взрослый, может и сам взять ипотеку на себя, и съехать от родителей. Но он не хочет. Миша хочет, чтобы я взял ипотеку на себя, и мы продали нашу двухкомнатную квартиру и купили четырехкомнатную квартиру. Да еще район ему хороший подавай, где есть приличные школы и садики. А там цены вообще безумные! Он хочет, чтобы мы и дальше жили все вместе».
Психолог: «А вы не хотите жить вместе?»
Тимофей: «Да я не возражаю жить вместе! Доктор, не делайте из меня чурбана бесчувственного! Я не хочу брать ипотеку! Не хочу продавать мою квартиру!»
Вскочил со своего места Тимофей в пылу речи. То спокойный, то вспыльчивый – эмоциональные качели были сильно раскачены.
Психолог: «А почему Михаил не берет на себя ипотеку? – психолог держал свой голос ровным, не смотря на провокации пациента».
Тимофей: «Потому что у него работа в фирме, где ему платят в конверте. Никакой банк не одобрит ему нужную сумму на ипотеку. А у меня стабильная работа. Я работаю на одном заводе уж 20 лет. Мне могут одобрить ипотеку на нужную сумму. Жена у меня уже выяснила. У нее подруга в банке работает. Этот ипотечный заговор вокруг меня заполонил все, даже мои сны! Даже во снах я не знаю покоя от ипотеки».